История вопроса с выбросами свинца в атмосфере. Часть 1
Меня тут попросили по следам этой заметки написать про историю вопроса с выбросами свинца в атмосфере. Что-то пошло не так, и получилось аж две (нет, три, блин) заметки.
Открыл тетраэтилсвинец немецкий химик Карл Якоб Левих, один из первооткрывателей брома, еще в 1853 году. Его способность повышать октановое число бензина открыл Томас Миджли-младший в 1921 году. Он был профессиональным инженером и самоучкой-химиком-технологом в General Motors, тогда в собственности DuPont. Также он известен как первооткрыватель фреонов, «ходячее бедствие для окружающей среды» и «организм, произведший больше всего выбросов за всю историю жизни на Земле».
General Motors как раз занималась разработкой и вводом в эксплуатацию бензиновых двигателей с высокой степенью сжатия топливовоздушной смеси. Проблема была в издаваемом двигателем громком стуке и лязге, а также в низком его ресурсе. Химикам была поставлена задача найти какую-нибудь присадку к топливу, которая позволила бы избавиться от этих негативных факторов. Как в дальнейшем выяснилось – происходила детонация топливовоздушной смеси при ее сжатии.
Открытие было совершено, в общем-то, случайно – Миджли перед ним перебрал какое-то невероятное количество всевозможных трешовых варианты, включая нечеловечески вонючую селен- и теллурорганику. Теллурорганика дошла даже до стадии испытаний на автомобиле, прозванном испытателями «Козой» за скорость подъема в гору и за неземные ароматы выхлопа, напоминавшие, кгхм, выхлоп козы. А самому Миджли по итогам испытаний пришлось семь месяцев ночевать в подвале – в дом его не пускала жена.
Помимо тетраэтилсвинца и прочих соединений тяжелых металлов, Миджли лично открыл антидетонационные свойства у йода и анилина, а в те же годы до стадии промышленного производства дошло применение пентакарбонила железа, бензола и обычного этанола как такой присадки.
Более того, этанол в начале 1920-х лет считался настолько перспективным топливом внутреннего сгорания, что даже руководство GM и DuPont изначально рассматривало свой продукт на основе бензина и соединений свинца в первую очередь как переходный до запуска в крупномасштабное производство этанольного топлива. Отказались, по сути, из-за невозможности патентовать ни производство, ни использование этанола и невозможности получения эксклюзивных прав и сверхприбылей, как следствие.
О токсичности свинца и его соединений разработчикам было отлично известно. Миджли собрал в переписке мешок предупреждений о токсичности конкретного соединения как от американских, так и европейских ученых. В частности, немецкий ученый Эрих Краус из Потсдамского университета прямо предупреждал, что именно тетраэтилсвинец убил одного из членов его диссовета. Да чего уж там – сам Миджли в 1923 году долго лечился от отравления тетраэтилсвинцом!
Корпоративные боссы тоже были в курсе – само название совместного юрлица GM и Standart Oil, производившего присадку, Ethyl Gasoline Corporation» было выбрано целенаправленно, чтобы избавиться от отрицательного имиджа свинца в продукте и закосить под этанол (оттуда и «этилированный бензин»).
Как водится, что могло пойти не так при таких исходниках? А об этом будет следующая часть!