А когда Пасха?
А когда Пасха?
Таким простым, на первый взгляд, вопросом, задаются миллионы христиан по всему миру. Со времён античности у этого безобидного вопроса прослеживается сложная и противоречивая история. Из-за даты Пасхи ссорились, мирились, отлучались от церкви и собирали конференции. Настройтесь морально перед чтением, потому что перед вами — краткая, упрощённая и запутанная история дня Пасхи.
Давайте сначала посмотрим на вводные данные. Имеются: еврейский лунный календарь, дата смерти Иисуса по этому календарю (14 Нисана), христианская Пасха и еврейский Песах, который начинается как раз 14 Нисана — в первое полнолуние первого месяца еврейского календаря. Запомните, эта инфа вам пригодится дальше.
Теперь поговорим об античности. Изначально, когда христиане ещё были просто странными иудеями, они праздновали Пасху вместе с евреями. Последние праздновали освобождение из рабства египетского, а иудеохристиане — смерть и воскресение Христа. Эта традиция уползла на Сирию и Малую Азию: со II века христиане из язычников праздновали Пасху ежегодно 14 Нисана, соответственно заканчивая Великий пост в любой день недели, на который эта дата выпадала. А вот на западе (Александрии и Риме, а также в Иерусалиме) делали по-другому. Те праздновали в то воскресенье, которое следовало за еврейским Песахом. Для них было странно отмечать именно 14 числа, будто это день скорби по Христу, а не праздник его воскресения. Тем более, им апостолы так завещали. В общем, когда на востоке люди уже вовсю набивали себе животы пасхальными угощениями, на западе христиане постились до следующего воскресенья.
Такое положение дел никому на западе не нравилось. Где-то в 195 году папа римский Виктор I и другие западные епископы посовещались, пришли к выводу, что “Неканон и ересь!” и разослали по Азии письма с требованием прекратить праздновать Пасху 14 Нисана. От малоазийев выступил Поликрат Эфесский из, кхм, Эфеса, и ответным письмом настойчиво послал папу куда подальше. Потому что им тоже так апостолы завещали. Виктора бомбануло и он отлучил разом всю Малую Азию от церкви. Обмен гневными письмами продолжался бы ещё наверное долго, но вмешались другие епископы и призвали к миру. Ириней, епископ из Лиона, мягко напомнил папе Виктору, что буквально за несколько десятков лет до них епископ Поликарп из Смирны посетил папу Аникиту в Риме, и те спокойно причастились с одной чаши — хоть и праздновали Пасху в разное время. Виктор вспомнил, что до доминирования Рима в вопросах религии ещё 400 лет и подостыл, а кватродецимане (или, прости господи, четыренадесятидне́вники, как называли тех, у кого Пасха 14 числа) продолжили спокойно праздновать по своей традиции.
Окей, двигаемся по хронологии дальше. В вопросе расчёта 14 Нисана всегда полагались на братьев-иудеев (календарь-то многих юлианский), но к III веку стало понятно, что те что-то перемудрили. В некоторых регионах Песах вдруг стал выпадать раньше весеннего равноденствия (хотя, согласно Торе, должен праздноваться после). Снова пошли споры. В Александрии, например, ещё давно забили на еврейский календарь и предпочитали вычислять дату сами по пасхальным таблицам — пасхалиями — на несколько лет вперёд. Которые, что забавно, на астрономические наблюдения не полагались, установив фиксированную дату для весеннего равноденствия. В Сирии же пользовались услугами соседей-евреев. В общем, кто в лес, кто по дрова.
Первый крупный шаг к унификации даты Пасхи предпринял Константин Великий. К 325 году в христианстве накопилось много нерешённых вопросов и Костик позвал всех поболтать в Никею на первый Вселенский собор. И если в конце II века церковь ещё была готова принять различия в региональных церквях, то в IV веке у всех просто лопнуло терпение — нужно было приводить христианство в порядок. Касательно Пасхи вопросов было два: праздновать ли Пасху в воскресенье и стоит ли отказаться от еврейского календаря. Константин категорично заявлял, что полагаться на иудеев для празднования Пасхи это нонсенс, а другие ему отвечали, что и так сойдёт.
Поспорили-поспорили и решили: на еврейский календарь не смотреть, Пасху праздновать всем в один день по всему христианскому миру. Про то, как правильно её вычислять или что там со злополучным воскресеньем, никто официально ничего не сказал. Однако привели всем делегациям в пример Рим и Александрию. Там действовало правило “Пасха выпадает на первое воскресенье, которое следует за первым полнолунием на или после весеннего равноденствия”. А неплохо вычисляют Пасхальное полнолуние Александрии — составляя цикл на 19 лет, который потом можно продолжить на сколько угодно. Поскольку в то время Византия имела больший вес в церковном мире, все намёк поняли и стали потихоньку менять свои пасхалии на александрийскую.
Ну что, выдохнули? Все сразу тут же приняли александрийскую пасхалию? Пасха едина? Нет, не выдохнули. Нет, не приняли. Нет, не едина. Во-первых, не всем понравилась эта затея бросить еврейский календарь. Во-вторых, александрийские пасхалии внедрялись долго, менялись относительно местного календаря, могли просто игнорироваться, а могли быть с ошибками. Поэтому практика “Когда хочу, тогда и ем куличи” местами продолжалась чуть ли не до IX века.
В Риме, начиная с III века, хоть и соблюдали правило воскресенья, даты считали по своим таблицам. Сначала они использовали таблицы циклом по 8 лет, потом по 84 года. Викторий Аквитанский в V веке адаптировал александрийскую пасхалию, но та с реальной александрийской не совпадала — в ней были ошибки, что приводило к расхождению с Александрией вплоть до месяца. В конечном счёте, только где-то в 525 году Дионисий Малый (тот монах, который придумал летоисчисление от Христа) немного помухлевал с цифрами и получил на основе александрийской пасхалии таблицу на 95 лет вперёд. Фух, чуть-чуть выдыхаем. В VI веке Рим и Александрия празднуют Пасху наконец-то в один день.
Но пока не расслабляйтесь. Христианский мир уже был довольно обширен своей географией. Те ошибочные таблицы Виктория успели проникнуть из Рима в Галлию к франкам, а на Британских островах вообще всё было печально.
Давайте с них и начнём, но следите внимательно. В Британии единой пасхалии не было: на севере и в Ирландии использовали старую римскую пасхалию III века, южнее в Нортумбрии — таблицы Виктория. В VII веке до островитян дошло, что в Европе Пасха выпадает на другие дни. Колумбану, ирландскому проповеднику во франкском королевстве в Галлии, всыпали по первое число, когда увидели, что основанные им монастыри празднуют Пасху по своей привычной традиции. Тому пришлось оправдываться — сначала перед местным синодом, потом перед папой Григорием I и затем перед его преемником Бонифацием IV. На его просьбы о позволении ему праздновать Пасху по его традиционной системе Григорий ничего не ответил, потому что умер, а Бонифаций просто не успел, потому что Колумбан укатил к Ломбардам в Италию и, судя по всему, пасхалию всё же сменил. На его родине же, в Ирландии и Шотландии, дионисийскую пасхалию приняли в 630 году на местном соборе.
Южнее, в Нортумбрии, было ещё сложней. В том же VII веке в части страны Пасха праздновалась по кельтскому обычаю (тому же, что и Колумбан), часть — по “римскому”, используя пасхалии Виктория. Долгое время это терпели, но доходило до курьёзов. В Нортумбрии была двойная монархия, и в какой-то год вышло так, что одна её половина постилась, а другая уже сидела за ломающимися от яств столами. В районе 660-х Эльфрит, местный царёк, изгнал из одного монастыря в Рипоне кельтских монахов и отдал его Вильфриду Йоркскому, который только-только вернулся из Рима и щеголял новыми богословскими знаниями (в том числе, пасхалией Дионисия). Скандал непримиримый, и в Уитби в 664 году был созван собор между представителями кельтского монашества и римской церкви. Там, после горячих споров, решено было полностью принять дионисийскую пасхалию, мотивировав это тем, что раз в Риме был апостол Пётр, в Риме знают как надо. Чуть позже, уже в VIII веке, монах Беда Достопочтенный не только описал всю эту свистопляску с пасхалиями, но и немного подкорректировал местные таблицы Дионисия. В общем, в VII веке Британские острова присоединяются к Риму и Александрии.
Что же до Франкской теперь уже империи, то там дионисийская пасхалия (уже скорректированная Бедой) была принята не раньше 782 года, вероятно, под влиянием любимого англосакса Карла Великого Алкуина. Выдыхайте: VIII век и в основной массе западная церковь наконец-то унифицировала Пасху. Именно в основной массе: несогласные с официальными соборами и решениями или просто далёкие географически регионы свои собственные пасхалии держали ещё до IX века.
В общем, вот такой вот бардак творился вокруг самого главного христианского праздника. Да и сейчас дело обстоит только немного лучше. В 1582 году Римская церковь приняла для себя григорианское летоисчисление, в то время как православные церкви продолжили пользоваться календарём юлианским — и мы воочию наблюдаем, как католики с протестантами и православные празднуют Пасху чуть ли не в разные месяцы. Споры и реформаторские движения ведутся вокруг этой даты до сих пор, но закончатся они, наверное, только со Вторым пришествием.