ars moriendi или средневековое искусство правильной смерти. I.

0

штош, штош, прежде чем мы перейдём непосредственно к книге, давайте сначала поговорим немного о том, почему она вообще появилась.

вот представьте. вы – скромный житель европейского города, может крестьянин или не сильно богатый торговец. а может даже и вполне себе уважаемый зажиточный человек.
еда есть, но не так много, как хотелось бы. из развлечений – церковь и ярманки. много тяжёлой работы.
но жить как-то можно, иногда даже долго и вполне себе приятственно.

но наступает середина четырнадцатого века и воооот зааа ооокнамииии чумааааа.

адище, неизбежная смерть, тлен, отчаяние, непонимание, что делать и как с этим бороться.
родные умирают у тебя на руках и ты не хочешь отдавать их тела на греховное сожжение, прячешь в подвале, где они потихоньку разлагаются и привлекают ещё больше крыс.
люди сходят с ума, начинается макабр, города пустеют, церковь нагнетает мрака.
ты заболел? готовься отправиться на тот свет, ибо если ты переживёшь агонию лихорадки, тебя вполне могут и убить сами методы лечения.

безысходненько, да?
а ведь умирать просто так нельзя, надо успеть исповедоваться священнику, иначе всё, вэлкам ту зэ хелл.

а священники тоже люди.
многие боялись ходить к больным и отказывали им в последней милости божьей.

многие ходили несмотря ни на что.
и умирали.
ибо молитвы и вера защищают в основном душу, но не подверженное воздействиям инфекций тело.

да, в то время церковь разрешила совершать таинство исповеди вообще любому лицу мужского пола, кто согласится и окажется в доступности.
но многие были не сильно грамотными и от таинства по факту там не оставалось ничего – просто предсмертный разговор для облегчения совести.

а так нельзя!
каждый христианин знает, что именно в моменты смерти и слабости диавол придёт искушать его особенно сильно, а как, как противостоять этому, если рядом всего лишь такой же простой человек?
да и каждый день в одиночестве умирают сотни людей и что, все они попадут в ад за то, что не смогли не по своей воле умереть правильно?

нет, опять же, церковь потом дала отпущение всех грехов умершим от чумы, но в целом настроение народу это поднимало уже не сильно.

в общем, после того как основной пик чумы начал понемногу сходить, появилась какая-то надежда и немного свободного времени, некий неизвестный монах, предположительно доминиканец, веке эдак в шестнадцатом написал краткий мануал о том, как правильно умирать.
небольшие тексты, буквально на страничку, о пяти искушениях диавольских, пяти вдохновениях ангельских и отдельно о том, как умирать от болезни. бонусом к каждому тексту – гравюра, чтоб впечатлить ещё больше.

мануал этот естественно не предполагался для пользования широкими массами. ибо книга, ещё и с гравюрами и вдобавок на латыни – удовольствие оч-чень сильно недешёвое.
исследователи предполагают, что целевой аудитории ars moriendi были главы гильдий, землевладельцы и крупные торговцы, то бишь более-менее образованные люди у которых в подчинении много других не сильно образованных людей, которым, если что, можно будет уже оказать квалифицированную помощь в умирании – рассказать об искушениях, вдохновить добродетелями и показать картинки для наглядности.

так что да, по факту искусство умирать это всего лишь краткое пособие для тех, кто способен себе его позволить.
и теперь, даже если все местные священники умерли или разбежалось, лэндлорд, глава гильдии или бургомистр вполне себе может оказать духовную поддержку своим людям.

а это хорошо.

умирать подготовленным всё же приятнее.

Добавить комментарий