Любит молодежь употреблять в речи слово “эстетика”. Все сейчас покрыто этими самыми aesthetic vibes, и найти мы их можем чуть ли не в каждой сфере жизни, чего уже говорить о Russian doomer aesthetic, о картиночках с красивыми мужчинами и женщинами или о безумно залипательных видео с готовкой или уборкой. В поисках этой самой эстетики мы готовы часами листать ленту пинтереста или же лепить идеальный сэндвич с яйцом по утрам или любое другое блюдо, которые выглядит как-то ‘эстетично’.

В нашем представлении эстетичное – это в первую очередь ‘красивое’, а вот осознание ‘красивого’ с нами ещё ооочень давних времён: помните, когда наши предки пещеры себе выбирали в симпатичном месте, а потом ещё всякие штуки рисовали, вырезали, собирали и на себя вешали? Так вот, формировалась эта тяга к прекрасному ещё до всего этого, и показывает она то, какие мы умные и развитые, раз находим время на раздумья о том, красив ли трухлявый пень на входе в мое жилища или стоит поискать что-то другое?

А потом мы немного зажрались, и Евклид нам начал рассказывать о том, что красота она в математике и симметрии. Так-то оно и есть, ведь все, что асимметрично ассоциируется с чем-то у чего есть отклонения или же оно несёт опасность. Это мы сейчас немного не туда свернули и красоту во всем подряд углядеть пытаемся, и смотря в лужу видим звёзды и ловим шикарный кадр для строрис, а не зрим обычные грязь и слизь.

Спорить о вкусах можно долго, давайте лучше поговорим о том, что же нам наука предлагает, описывая это загадочное слово «эстетика».

Эсте́тика (нем. Ästhetik, от др.-греч. αἴσθησις — «чувство, чувственное восприятие») — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве, как особой форме общественного сознания.

То есть, древние мудрецы напрямую говорят о том, что эстетика и красота – чувственное восприятие действительности и предметом эстетики действительно может быть все, что попадется нам под руку – все, что мы можем в первую очередь видеть своими очаровательными глазками.

Учений же об эстетике столько, что впору лонг писать, но там слишком многабукав, поэтому ограничимся лишь крошками.

В учебнике «Эстетика» В. Ю. Лебедева и А. М. Прилуцкого выделены следующие эстетические категории: гармония; мера; прекрасное; изящное; возвышенное; трагическое; безобразное; низменное; убогое и омерзительное; комическое.

‘Направления же эстетики’ могут быть следующими:

Античная эстетика – это смесь гармонии, природы, числовых пропорций, мистической иррациональности и света, где Дионисий Ареопагит утверждает, что красота привлекает внимание через блеск и яркость. Но главным трудом все же следует выделить “Поэтику” Аристотеля.

В средневековой эстетике все совсем не густо – божественное, грациозные и изящное. И… все.

В эпоху Возрождения уже появляется что-то очень интересное и имя ему – Ренессансная эстетика. Вот где можно действительно застрять в созерцании прекрасного и возвышенного. Наслаждение тебе подарят такие мастера как Козимо Раймонди, Лоренцо Валла, Марсилио Фичино, конечно же, Леонардо да Винчи и многие другие. В это время всерьез пытались понять, что же такое искусство для человека: наслаждение или назидание? Но самое главное – возможно ли прекрасное без уродливого? Пришли в итоге к постижению красоты через контраст и противопоставление с безобразным. Человек уже сам выступает в роли творца и может ли копия живого стать прекраснее оригинала?

В философии все куда запутаннее, да и в дальнейшей истории развития эстетики никак нельзя обойтись без подробного курса МХК, где будут разобраны сотни творцов прекрасного. Однако в Новом времени ситуация складывается так, что в искусстве мы зачастую ищем не глубинный смысл, а в первую очередь гедонизм. Пусть и присутствуют рассуждения о возможности выражения абсолютной красоты через абсолютно точные понятия и правила.

Кто-то все еще цитирует Декарта и его теории о субъективности восприятия красоты, кто-то носит умные очки и говорит что-то о том, что искусство и эстетика связаны с познанием, а также выдвигают положения о своеволии эстетического и о бескорыстном наслаждении и неутилитарной пользе (Кант), а для кого-то искусство – это вообще инобытие (Гегель). Без идей романтизма также никак нельзя обойтись.

Сейчас мы люди умные и уже копаем не в огромной канаве философии прекрасного, а в ямке под названием нейробиология и когнитивная психология, где Вилейанур Рамачандран как-то выделил аж девять законов эстетики:

1. Решение проблем восприятия – зрительные загадки и абстрактные картины, где необходимо находить скрытые образы и смыслы.

2. Отвращение к сходному мнению. Тут исследователь привел примеры того, как мы пытаемся разглядеть знакомые образы там, где их может не быть, грустное лицо на фотографии Луны, например.

3. Закон максимального смещения. Если мозгу что-то нравится, то мы хотим этого больше и больше.

4. Контраст.

5. Группировка – мазки кисти, формирующую картину, например.

6. Изоляция – выделение главного, акценты.

7. Ритм, повтор – упорядочивание визуального хаоса.

8. Симметрия.

9. Визуальная метафора – связь несвязанных напрямую объектов.

Такие вот дела. Эстетика и искусство стали способом самовыражения, самопознания, а также неким призывом. Поэтому сейчас эстетику можно описать словами – нечто прекрасное, что можно созерцать и формировать мнение об увиденном, ибо эстетику в лежащей на полу бутылке кто-нибудь да найдет.

Добавить комментарий