Котик, ты с какого района? Рэпер или металлист?

0

Котик, ты с какого района? Рэпер или металлист (̶б̶ы̶л̶и̶ ̶ж̶е̶ ̶в̶р̶е̶м̶е̶н̶а̶)̶? Короче, поясняй за шмот и за под, и шаришь ли за альт.

Понятие субкультуры очень широкое и междисциплинарное. Им оперируют культурология, социология, антропология и прочие. В самом общем смысле субкультура – это часть культуры общества, отличающаяся от доминирующей культуры. Может выделяться внешним видом, специфическим лексиконом, поведением, системой ценностей даже и другими аспектами.

Формироваться субкультуры могут на разных основах: национальной, географической, профессиональной, демографической, политической, по роду увлечений и дальше по списку. Можно мел вместе любить кушать, например. Конечно, самыми яркими примерами являются молодёжные субкультуры.

Также уточню, что субкультура – не равно контркультура, и является именно частью общего, имея сложные взаимосвязи как друг с другом, так и с масс-культурой. Грубовато “неформалов” (спасибо за термин СССР, где подобные тусовки именовались “неформальным объединением молодёжи”) можно подразделить на просоциальных, асоциальных и антисоциальных.

Достаточно для общего введения. Здесь и сейчас мы рассмотрим только вопрос психологического значения феномена молодёжных субкультур и их взаимосвязь с социализацией.

Подростковый возраст – та ещё свистопляска эмоциональной нестабильности, гормональных всплесков, всех тревожностей, максимализма, уязвимости, конфликтности и прочих прелестей, когда человек уже не сопливое дитё, но ещё и не взрослый обалдуй, а такое… Сопливый обалдуй.

Подростково-юношеский период крайне важен и интересен. Именно в это время происходит два значимых процесса одновременно: социализация и индивидуализация. Самоопределение, открытие и утверждение своего уникального “Я”, развитие самосознания и эго-идентичности становится важнейшим новообразованием возраста.

И в это же время человек нуждается в чувстве причастности, осознании наличия “мы” и понятия “свои”.

Ещё Джеймс Коулман, американский социолог, выделял в социализации субъекта особую роль группы, к которой он принадлежит, отдавая в это время приоритет ей перед семьёй. Несомненно, что причастность подростка к какому-либо сообществу играет огромную роль в механизме социализации, при условии, что данное сообщество для него референтно, значимо.

Молодежная субкультура представляет собой форму возрастной стратификации (деления) людей возраста “вступления во взрослость”. Особенность самосознания представителей молодежных групп в том, что они осознают себя вне структур общества или в промежуточных областях социальных структур. Это так называемые лиминальные сообщества, т.е. пороговые сообщества. Под лиминальностью понимается неопределенность статуса людей, которые либо находятся в процессе перехода из одной социальной структуры в другую (например, из детства во взрослость), либо оказываются “выпавшими из общества” и его коммуникативной сети.

Здесь обычно акцентируется “кризис социализации”, или конфликт поколений. Процитирую Эрика Эриксона (психоаналитик, автор термина «кризис идентичности») и Джеймса Марсиа (клинический психолог):

“Нарушение связи между поколениями прерывает процесс передачи системы ценностей, что составляет отличительную черту молодежной субкультуры по сравнению с “культурой большинства”. Факт нарушения связи между поколениями часто становится основанием отрицательной оценки феномена молодежных субкультур исключительно как негативного и девиантного. Однако противопоставление себя обществу играет значительную роль в разрешении кризиса идентичности в юношеском возрасте. Идентификация и обособление, дифференциация, поиск различий составляют содержание процесса моратория, приводящего к формированию зрелой, достигнутой идентичности. В то же время негативная идентичность как отрицание ценностей и ролей, предлагаемых обществом, является неадекватным способом разрешения кризиса идентичности.”

Можно выделить два подхода, дающих различную интерпретацию феномена “молодежной субкультуры”.

Первый предполагает, что это состояние неопределенности, лиминальности характерно только для переходного периода, когда человек меняет свою социальную позицию. Определившись же ̶т̶ы̶ ̶к̶т̶о̶ ̶п̶о̶ ̶ж̶и̶з̶н̶и̶̶ со своим местом в социуме, человек покидает сферу молодёжной субкультуры. Чаще всего спустя некоторое время ̶с̶в̶е̶ж̶а̶я̶ ̶к̶р̶о̶в̶ь̶ новое поколение встраивается в ту же культуру, что и предшествующее.

Второй основывается на том, что причиной молодёжной субкультуры являются социальные сдвиги. Отсюда же растут ноги теории типов культур американского антрополога Маргарет Мид: префигуративной, фигуративной и постфигуративной (ориентированных соответственно на прошлое, настоящее и будущее). Взрослеющие человечки вдруг обнаруживают, что мир вокруг не такой, как представлялось в детстве, и та картина с понями становится неактуальной. В это же время процесс социализации ломается из-за быстрых общественных перемен. При этом взрослые ценности кажутся тоже неактуальными: устаревшими, не адекватными реальности. В этот момент поколение как бы вынуждено само делать выборы и создавать новые социальные структуры. Таким образом оно выступает инициатором смены ценностной культурной парадигмы.

Современные исследования очень умно не противопоставляют эти два подхода, а считают, что они друг друга дополняют и обогащают.

В традиционных обществах в стабильные периоды представители субкультур – это те, кто находится в процессе перехода в социальной структуре. И, вообще, это активно взаимодействующие с масс-культурой структуры.

В периоды радикальных социальных перемен представители субкультур часто преобразуются в тех, кто отрицает ценности культуры большинства и предпочитает уход в контркультуру или экстернальную культуру. Социальная, ценностная и экономическая нестабильность общества, его поляризация в период резких социальных преобразований порождают неустойчивость общественного мнения, разброд и шатание среди позиций разных социальных групп, увеличивается количество массовых социальных движений с радикальными векторами. В результате происходит возникновение внутри этих групп и движений “групп риска”, в том числе и молодежных субкультур в форме контркультуры. Но, впрочем, это уже совсем другая история.

Мы же подытожим кратко психологическое значение субкультуры в молодёжной среде.

Молодежные субкультуры выполняют функцию обеспечения процессов самоопределения и самоактуализации молодого человека, также и функции его социализации. Вхождение подростка в субкультуру помогает решать такие насущные задачи возраста, как построение образа мира, системы ценностных ориентаций и личностных смыслов; морально-нравственную ориентацию личности, самоидентификацию и построение идентичности, определение жизненных целей стратегий; удовлетворение потребностей в аффилиации, социальном признании и достижениях.

Удачно социализируйтесь и самоидентифицируйтесь. Муркнула вас.

Добавить комментарий