штоуш, мои чуваки, в эту среду у японцев заканчивается праздничная неделя о-бон
штоуш, мои чуваки, в эту среду у японцев заканчивается праздничная неделя о-бон. их ждёт долгожданное возвращение в корпоративный ад, а мы с вами пока поговорим, что это за замечательный праздник такой и с чего вдруг появилась целая неделя каникул посреди августа.
начнем с того, что как и с многими народными праздниками нельзя сказать точно, когда именно он появился и в честь чего. кто-то говорит, что в период хэйан, другие топят за муромати, многие приводят легенду о буддийском монахе, что спустился за свой неблагочестивой матерью в ад, иные утверждают, что это лишь один из обычных сельскохозяйственных праздников.
нннно несмотря на все эти мелкие разногласия, изначальная суть как заключалась в поминании и развлечении духов любимых предков, так за пятьсот лет и не изменилась. бывали года расцвета – ибо праздник для крестьянина всегда хорошо 😀 можно и наесться от души, и потанцевать, и познакомиться с хорошенькой девушкой или приятным юношей (для многих это был реально единственный нормальный шанс найти себе пару по душе). бывали и года запретов, как в эпоху мэйдзи – мужчины и женщины же! вместе! разврат!
запрет, правда, продлился сильно недолго, и когда бахнуло великое землетрясение токио с праздника быстренько сдули пыль, написали новых песен и устроили фестиваль, чтоб хоть как-то поднять напрочь убитую экономику. что характерно – сработало, так что спустя пару лет уже у каждой префектуры были свои особенные новые песни, стили танцев и традиции.
иииииии с этим всё понятно, фестивали и прочие веселые мероприятия любят все, но аж неделя отдыха каждому и пусть никто не уйдет обиженным? с чего вдруг?
а дело в том, что согласно и буддизму, и синтоизму (в японии всё-таки сложновато прям разделить эти религии, где одно, там всегда немного и другого), предки – это важно и круто. и поэтому тут рандомным зажиганием фонарика и булкой в качестве подношения не отделаешься – Всё Надо Сделать Правильно.
и даже у суровых японских корпоратов как ни странно тоже есть предки, так что в целом никто особо не бухтит и не возникает, когда города вымирают на неделю и фиг куда попадёшь. как шутят сами японцы – у каждого горожанина есть родная деревня, поэтому о-бон это ещё и повод вернуться домой, посмотреть на родителей, соседей, повидаться со школьными друзьями и обновить социальные связи, которые так легко рвутся в нашу чудную цифровую эпоху (драматичная минутка морализаторства)
ну и чтобы проникнуться праздником окончательно, давайте вместе с японцами проживём эту неделю!
начинаем мы, конечно, с возвращения домой, в родную японскую сызрань.
седьмого августа у нас нанукабон (как раз сочетание цифры семь и названия праздника), оно же бонхадзимэ – начало подготовки к празднику.
с седьмого по двенадцатое число мы посещаем могилы, убираем лишнюю траву, намываем-начищаем надгробие и в конце зажигаем благовония (или не зажигаем, как кому нравится)
двенадцатого числа у нас выставление алтаря, мероприятие всячески приятное и красивое. само действие называется тана-цури и сильно отличается в зависимости от региона – где-то для этого используют обычный буддийский алтарь, кто-то сооружает отдельный временный, но есть одна обязательная общая черта – подношения сё:рё:ума, священные лошадки. это чаще всего баклажан и огурец на симпатичных деревянных ножках, и огурец у нас, собственно, за лошадь, а баклажан за быка.
почему двое? считается, что если дух предка хочет забрать побольше подношений, он садится на медленного сильного бычка, а если хочет в загробный мир поскорее, то на резвую стройную лошадь.
ещё один вариант – на лошади он быстро спускается к родным вниз, а на баклажане спокойно и неспешно возвращается обратно, что по мне так ужасно мило :3
а почему именно баклажан и огурец? тут все тоже довольно просто и очевидно – сезон сбора урожая же, и чего много, из того и делаем! плюс это своеобразный отчёт об успешности сельхоз года х)
с одиннадцатого по шестнадцатое число вся семья собирается вместе, молится и приглашает в гости буддийского священника для проведения всех положенных ритуалов поминания и очищения души.
тринадцатого числа души наконец-то доезжают до нас и начинается самое интересное – посещение могил для разжигания привественных огней мукаэби, воскуривание благовоний, украшение могил цветами и подношение всяких вкусняшек. в конце посещения зажигаются особые фонарики и в них духи приезжают домой, где их до конца праздника оставляют резвиться на алтаре, под молитвы близких людей.
также с тринадцатого по шестнадцатое число можно посетить дома других родственников, друзей и прочих добрых к вам людей, но надолго отлучаться всё же не стоит – духи хотят побыть рядом подольше.
пятнадцатого числа часто устраивают фестиваль с обязательными бон-одори, традиционными танцами. поучаствовать может каждый, даже иностранец, даже в европейской одежде :3
опять же, от префектуры к префектуре традиции танцев разные, да и в рамках одного региона может быть бесконечное количество направлений.
а ещё всегда можно танцевать просто от души, во славу своих любимых мёртвеньких! есть даже забавное выражение: «и танцующий дурак, и наблюдающий дурак, раз всё равно все дураки, так давайте танцевать!»
что интересно, несмотря на всю традиционность фестиваля, сейчас многие популярные группы выпускают свои модные-молодёжные о-бон песни, и что характерно – их вполне себе активно используют (*≧∀≦*)
в последний день, шестнадцатого числа, мы несём фонарики обратно на могилу, зажигаем прощальные огни окуриби и расстаёмся с предками до следующего года.
и мы с вами тоже расстаёмся до следующего раза, спасибо за прочтение (*´꒳`*)