Франция — страна крайне щедрая, которая любит делать оригинальные подарки, так вот, однажды эти поедатели багетов решили преподнести самый настоящий дар с запахом свободы.

Стоит этот подарок теперь в Нью-Йорке и смотрит в сторону океана. Свобода одета в одежды времён античности, держит в одной руке факел, а в другой — скрижаль с таинственной надписью «JULY IV MDCCLXXVI». Под её ногами — обломки цепей.

Сама каменная дева очень сильно напоминает богиню Гекату, но за основу берётся не её зловещее начало, а как свет, разгоняющий мрак, ибо от самой богини там только факел да лучики на голове. Искусствоведы же считают, что прообразом Свободы стала известная французская натурщица Изабелла Бойер, вдова Исаака Зингера.

Что же это всё значит вообще? Абракадабра, выбитая на табличке, означает не что-то метко сказанное на мёртвом языке, а просто дату 4 июля 1776 – дата подписания Декларации о независимости (Америка обретает свободу от Великобритании). Лучи ее короны символизируют семь океанов и семь континентов, у её ног покоятся сброшенные оковы рабства. На постаменте высечены слова поэтессы Эммы Лазарус: «Пошлите мне отверженных, бездомных, // Я им свечу у двери золотой».

Идея поставить самый главный монумент возникла в лето 1865 года на торжественном обеде в доме Эдуарда де Лабулэ возле Версаля. Все эти разговоры о свободе и США зацепили Фредерика Бартольди. Как-то всё завертелось, и вскоре был сформирован франко-американский союз для сбора средств. Французы должны были профинансировать создание скульптуры и её переправку через океан, а американцы — все расходы по строительству пьедестала.

Компаний по сбору средств было несколько, финансировать какой-то «маяк», когда в стране кризис, не так уж и много людей хотело, однако благотворительные лотереи, театральные представления, боксёрские бои, художественные выставки и т.д. сделали свое дело.

И в итоге, 5 августа 1885 года во время торжественной церемонии был заложен первый камень в строительство пьедестала, спроектированного американским архитектором Ричардом Моррисом Хантом.

Французы же очень долго думали и гадали, из чего построить эту красавицу с факелом. Выбор пал на медь. Так, больше 300 фрагментов отдельных медных листов сформировали фигуру статуи. Внутренний каркас монумента разработал французский инженер, будущий создатель всемирно известной Эйфелевой башни Гюстав Эйфель.

Как только постамент был возведен, статую разобрали и частями переправили через Атлантику в 214 огромных ящиках. 22 апреля 1886 года Америка была готова принять щедрый дар от народа Франции.

На торжественной церемонии в честь «Свободы» президент США Гровер Кливленд сказал: «Мы всегда будем помнить, что Свобода избрала это место своим домом, и алтарь её никогда не покроет забвение».

Англичане же писали в газетенках по этому случае следующее: “Не странно ли это, Франция, в которой так мало свобод, дарит Статую Свободы Америке, которая имеет достаточно свобод.”

Самое забавное, что у этой американки есть сестра из Парижа, тоже статуя Свободы, но поменьше. Подарили ее французам…американцы, как ответный подарок. Долго думать они не стали и тоже сделали её из меди, единственное, на табличке надпись добавили с датой взятия Бастилии.

Французы же не были бы французами, если бы не отлили себе еще одну маленькую свободу из бронзы и не поставили ее в саду красоваться, а потом и вообще установили точную копию факела той самой статуи. Этот факел, правда, подарили французам тоже американцы, и найти его можно рядом с мостом Альма. Сам же факел стал символом гибели принцессы Дианы, ведь именно там всемирная любимица попала в автокатастрофу.

Помимо названных статуй есть еще две штуки, ибо статуй Свободы много не бывает. Так, еще одну копию “Медной Девы” можно увидеть на барже «Нина» на правом берегу Сены, и еще одну уже в Парижском музее.

Зато теперь во Франции много свобод, выкусите, англичашки.

Добавить комментарий