Раннее утро. Солнце восходит над цехами шанхайской хлопкопрядильной фабрики. Человек в белом халате нажимает на поршень шприца; лекарство внутри – это кровь.

Толпа молча наблюдает. Когда становится понятно, что результат лечения достигнут, люди выстраиваются в очередь, чтобы получить долгожданную инъекцию.

Описание действительно напоминает концовку фильма о зомби, где выжившие, укрывшиеся на заводе, получают, наконец, вакцину. На самом деле эта сцена произошла в реальности, 26 мая 1959 года, когда китайский врач Юй Чанши представил рабочим завода свой новый метод лечения всех болезней – инъекции куриной крови.

Юй Чанши родился в 1903 году в небольшом городе на восточном побережье Китая. Читая его биографию, мы найдём много сведений о его участии в подпольной революционной деятельности, политической борьбе, и почти ничего – о полученном им в Шанхайском медицинском училище образовании и открытой подпольной клинике для коммунистов. За помощь революционерами врач был арестован Гоминьданом и осуждён на 6 лет тюрьмы.

Чанши вернулся в медицину в 1938 году, когда из-за недостатка квалифицированных кадров он был вынужден занять место военного врача при госпитале. После поражения Японии доктор был назначен директором крупной больницы.

Победа далась Китаю дорогой ценой, лекарств катастрофически не хватало, и врачи были вынуждены так или иначе изыскивать не совсем традиционные пути спасения пациентов.

Юй Чанши обратил внимание на открытый в союзном Китаю СССР метод тканевой терапии Филатова. Эта методика предусматривала введение под кожу консервированных биологических тканей.

Однако советская терапия работала с человеческими тканями и плацентой; китайский же доктор обратил внимание на более доступные ему материалы.

Чанши обнаружил, что температура тела цыплят значительно выше человеческой, и составляет, в среднем, 43 градуса. Он пришел к выводу, что нормальная температура курицы «столь высока, конечно, из-за её регулирующего действия и чрезвычайно высокой нагревательной функции крови» (цитата из написанной Юй Чанши книги «Терапия куриной крови»).

В литературе, описывающей методы традиционной китайской медицины, встречались упоминания об употреблении в пищу куриной крови для лечения заболеваний. Врач выдвинул предположение: при введении куриной крови путём инъекции её «лекарственное» действие возрастёт многократно.

Не имея возможности провести клинические испытания, Чанши проводил исследования на самом себе. В написанной позднее книге он упоминает, что спустя всего два дня после начала инъекций у него возрос аппетит (признак здоровья в китайском мировоззрении), а через неделю он излечился от грибка ногтей и перхоти. По понятным причинам нет возможности проверить правдивость этих заявлений.

Наконец, в конце 1958 года Коммунистическая партия Китая объявила кампанию, направленную на экономический и технологический подъем страны. Помимо прочего, власти призвали граждан «сломать всякого рода ограничения, объединить китайскую и западную медицину и создать новую медицину Родины».

И у нашего доктора появилась возможность предложить своё открытие в виде инновационного метода лечения, не зависящего от дорогостоящих импортных препаратов.

Чанши запросил перевод на должность главного врача шанхайской хлопкопрядильной фабрики; там он своим примером убедил сотрудников завода принять участие в клинических испытаниях новой методики на людях.

Согласно протоколам, было проведено 203 инъекции крови. «Анализ данных, полученных из устных рассказов пациентов: у 65% опрошенных субъективно улучшено состояние здоровья, излечены язва желудка и мигрени; однако у 36% из них развились такие реакции, как высокая температура и увеличение лимфатических узлов» (из отчётов Бюро здравоохранения Шанхая).

Основываясь на результатах, Бюро здравоохранения Шанхая разрешило дальнейшие испытания, для чего была сформирована исследовательская группа во главе с Юй Чанши.

В тестировании принимали участие больницы по всему Китаю. По данным врачей, подкожное и внутримышечное введение крови действительно оказывало некоторое благотворное влияние на общее состояние организма. Однако побочные эффекты также были очень серьёзными.

Почти каждый пятый страдалец получал крапивницу, сильный жар, диарею, отёки, непрекращающуюся боль в месте инъекции, а 6 пациентов отправились в реанимацию.

Более того, многие образцы крови содержали бактерии, которыми были заражены куры-“доноры”. Всё это привело экспертную комиссию к решению отказаться от использования свежей крови в пользу производства препаратов на её основе.

Чанши был недоволен принятым решением отказаться от широкого применения терапии. Он заявил, что коллеги-исследователи намеренно преувеличили негативные реакции и отрицали эффективность метода из зависти к его открытию.

В последующем отчете о расследовании Министерства здравоохранения говорится, что Юй Чанши, отказавшись от сотрудничества с исследователями, предлагал пациентам приходить к нему домой для «секретного» лечения.

Он так же напечатал и разослал в разные провинции Китая большое количество материалов, рекламирующих «терапию куриной крови» как «волшебный эликсир, способный вылечить более 60 видов хронических заболеваний», «средство международного уровня».

Действуя под лозунгом «необходимости инноваций» доктор отказался прислушиваться к уговорам коллег; врачи не имели возможность запретить пациентам самим выбрать лечение, а те верили Чанши.

12 июня 1965 года Бюро здравоохранения Шанхая официально заявило, что свежая куриная кровь содержит вызывающие аллергические реакции белки и опасна для здоровья. По результатам расследования, Министерство здравоохранения Китая прямо запретило Чанши или любым другим врачам использовать свежую куриную кровь для лечения больных.

К сожалению, заявление чиновников дало обратный эффект: люди решили, что государство намеренно скрыть от них чудо-лекарство. Делу не помогали и распространяемые слухи: якобы на самом деле секрет «терапии куриной крови» был поведан перебежчиком Гоминьдана, который согласился поделиться тайной бессмертия Чана Кайши.

«У дверей отделения больницы недалеко от нашего дома начала образовываться длинная змееподобная очередь. Все несли корзины или сетчатые мешки с курами, ждали, пока медсестра вколет им кровь, одновременно обмениваясь опытом и слухами о введении куриной крови. Повсюду на земле лежали грязные куриные перья и фекалии, слышались пронзительные крики петухов. Страх болезни расползался, как чума» – вспоминает современник.

Распространенный в то время секретный рецепт гласил, что наиболее целебным является большой белый петух, весящий более 4 килограммов. Однако из-за недостатка животных использовались любые куры. Не желая ждать и не боясь заражения, некоторые люди сами вводили себе кровь.

Чанши, вероятно, был не очень доволен «магической» трансформацией методики, но от него уже ничего не зависело. Масштаб происходящего был так велик, что из-за возникшего дефицита цены на куриное мясо превысили стоимость свинины и говядины.

«Куриное безумие» продлилось до середины 70-х и постепенно сошло на нет. В наследство современным китайцам осталось лишь забавное выражение «вколоть себе куриную кровь» – то есть взбодрить и мотивировать себя. Китайские подростки используют его, даже не подозревая, как развлекались их бабушки и дедушки.

Добавить комментарий