Ворвусь сюда с культурологией и рассказом о Ролане Барте — одном из наиболее ярких представителей французской философии 1950–1970-х гг. Он подарил миру знаменитое эссе «Смерть автора», взгляд на повседневность как миф, а также вложил много сил в разработку семиотики, науки о знаковых системах.

Один из важнейших авторов в области семиотики. Его идеи повлияли на урбанистические концепции, из-за внимания к городской жизни. А его книги — обязательное чтение для исследователей коммуникации, повседневности, моды, рекламы, фотографии.

У Ролана Барта было издано 8 книг и десятки научных публикаций, но скажу о своей любимой книге “Мифологии” (1957). В ней автор которой показал, что мифы из жизни людей никуда не ушли, но изменились полностью. Это теперь не истории о героях и богах, а истории массового общества: реклама итальянской пасты, борьба, актеры, Эйфелева башня. Барт доказывал, что миф появляется там, где история превращается в идеологию. Миф создает образ желаемой действительности, но пытается скрыть свою искусственность. На самом деле там длинное и увесистое доказательство, но лучше всего объяснит дело пачка итальянской пасты. На рекламном плакате лежит она красивая среди спелых томатов и зелени в белой сумке-авоське. Этот натюрморт показывает не еду, а национальный продукт и настроение «итальянскости» (термин из книги, автор любил придумывать собственные слова). Что передается через цвета (красный, зеленый и белый, как флаг страны) и саму пасту как ассоциации с кухней страны. Сейчас это самый любимый пример для студентов-бакалавров.

Или пример с фотографиями актеров кино. «Актер — не актер, пока его не сфотографировали в студии Аркура», — пишет Ролан Барт. В этой студии создают богов из простых людей. Причиной всему становилось отсутствие фона и прямой свет сверху, создававший эффект лучей с неба. Погуглите эти фото, они действительно великолепны.

Конечно, мифы с момента издания книги давно поменялись, но не исчезли. В своей книге Барт критиковал современное ему общество потребления. Само это занятие было ультрамодное для тех лет. Постепенно он успокоился и перешел к более сдержанным, но не менее серьезным книгам. Рекомендую почитать «Система моды» (1967) и «Camera Lucida» (1980) об искусстве фотографии.

Добавить комментарий