Генеративная лингвистика. Как формируется знание о языке
Servus, котятки. Сегодня поговорим о том, как формируется знание о языке, а точнее о том, как это видят сторонники генеративной лингвистики.
Генеративная лингвистика – это направление языкознания, которое занимается изучением понимания языка, природы его происхождения, а также рассматривает возможность создания искусственного языка равного естественному с помощью математического моделирования.
Сам по себе генеративизм был популярным течением лингвистики с конца 1950-х, и ее основоположником стал ныне здравствующий и довольно известный персонаж Ноам Хомский. Его труды по генеративной грамматике и синтаксическим структурам легли в основу теории и породили дальнейшие исследования в данном направлении.
Язык в этот период стал рассматриваться не отдельным языком с внешней структурой (язык в себе), а языком в человеческом сознании и функционировании его в процессе коммуникации (язык вне себя).
Так, Ноам Хомский пришел к тому, что «Основные принципы всех языков врожденно представлены в человеческом сознании, и что изучение языка ребенком состоит из бессознательного усвоения грамматики на основе этих врожденных принципов в соответствии с подсказками, извлеченными из языковой среды ребенка».
В своей работе «Логическая структура лингвистической теории» (1955 г.) он писал, что «Способность структурировать наши выражения является врождённой частью генетической программы людей. Мы практически не осознаём эти структурные принципы, как не осознаём большинства других своих биологических и когнитивных особенностей.»
В 1959 году он выпускает работу, посвящённую «Критике вербального поведения» Б.Ф Скиннера, где говорит о том, что дети усваивают свой родной язык без явного или открытого «обучения», которое согласовывалось бы с бихевиористской теорией, и что теории Скиннера об «оперантах» и поведенческих подкреплениях являются не в состоянии объяснить тот факт, что люди могут говорить и понимать предложения, которых они никогда раньше не слышали.
В “Картезианскаой лингвистике” (1966) прозвучал также немаловажный тезис: «Общие черты грамматической структуры являются общими для всех языков и отражают определенные фундаментальные свойства разума.»
Так, мы можем выйти на основные цели, которые включает в себя генеративная грамматика:
1) Определение Э-языка и И-языка: Э-язык – экстериоризованный язык, т.е. внешние, наблюдаемые формы реального функционирования языка. И-язык – интериоризованный язык, т.е. та непосредственно не наблюдаемая, внутренняя, локализованная в сознании человека языковая система, которая обеспечивает всю его речевую деятельность.
2) Разграничить внешние (поверхностные) и внутренние (глубинные) языковые структуры и выявить процессы, связывающие глубинные и поверхностные структуры (языковая трансформация предложений и сохранение значений).
3) Создать семантическое описание грамматики (и в первую очередь синтаксиса, потому что семантика без синтаксиса рассматриваться не может. Мы рассматриваем смысл предложения, а не смысл как самостоятельную константу).
4) Поставить вопрос об онтогенезе речи: являются ли языковая способность врожденной? Если да, то что именно целесообразно считать врожденным: знание универсальных грамматических принципов или некий механизм обработки поступающих к ребенку языковых данных?
Сама по себе генеративная лингвистика и тезисы Н. Хомского подвергались критике, так как совершенно не ясно, как язык может быть врожденной особенностью, однако ученые соглашаются, что язык вполне себе может быть бессознательным знанием. Сама же трансформация предложений в генеративной грамматике так или иначе могла включать в себя совершенно неприемлемые структуры, а это уже является слабой стороной теории.
Такие дела, котятки. Пишите, что думаете о данном лингвистическом течении и согласны ли Вы с ним. До новых встреч!