“Этика” Бенедикта Спинозы. Обзор
Аве, товарищи! Третьего дня, в наши цепкие лапы попалась древняя, но от того не менее интересная книга – труд Бенедикта Спинозы с кратким как выстрел названием: «Этика». Задыхаясь от жадности, дрожащими руками ваш покорный слуга вскрыл упаковку и приступил к изучению. О чем вы таки будете вынуждены послушать!
1. Ху из Спиноза?
Бенедикт Спиноза – философ-рационалист 17го века. Отличился он не только еврейскими корнями, но и достаточно экстравагантным – для своего времени – подходом к выражению мыслей. О самом подходе мы поговорим дальше, а в контексте обсуждения автора стоит добавить что его труды – «Этика»; «Трактат о совершенствовании разума»; «Богословско-политический трактат» и тд – произвели серьезное впечатление не только на современников но и на потомков. Гегель, Юм, Шеллер и многие другие (не только философы) впоследствии писали свои труды с трактовкой-обсуждением идей Спинозы, не говоря уж о самом движении рационалистов, многим Спинозе обязанном.
2. Это инновации, детка!
Если вы уверены что философские трактаты это скучная и нерационально построенная кучка воды, подход Бенедикта вас неприятно (или приятно, кто знает) удивит. Подобно вашему покорному слуге автор СНАЧАЛА определяется с терминологией, потом выстраивает из них логические конструкции по правилам математики, и только после формулировки и доказательства теорем переходит к рассуждениям. Скажем честно, в других науках этот подход являлся классикой еще в прошлом миллениуме, но для философии он был достаточно новаторским. Исходя из биографии, корреспонденции и прочих скучных источников, это вполне объясняется интересом Бенедикта к математике и верой в совершенство оной – но хей, важно «что» а «почему» сугубо вторично.
3. А мы тут причем?
Не смотря на наличие качественных переводов с латыни на русский, воспринимать «Этику» неподготовленному чтецу может быть сложно. Не только и не столько потому, что это семнадцатый век и огромное влияние религиозных идей – а, следовательно, и стиля – но потому что автор редко утруждал себя пояснением мыслей на конкретных примерах. И, более того, многие его рассуждения дискуссионны: «любовь есть удовольствие, сопровождаемое идеей внешней причины». Что хотел сказать этим автор вне контекста понять сложно, а понять правильно – почти невозможно. Помните я говорил выше про последовательность и логичность? Вот это оно – пропустив даже пару абзацев неосторожный читатель рискует потеряться и умереть в лесу невежества. Но, начав с начала и продвигаясь к концу, можно не только познать автора, но и с удовольствием ему возразить. Хотите этого добиться? Спросите меня как!
4. Я люблю демократию.
Поскольку автор (я) убежден что полупрофессиональная литература (пусть и классическая) может быть не интересна ширнармассам, ему (мне) требуется ваше, дорогие товарищи, мнение. Желаете ли вы немного просветиться максимально рациональной и твердой философией о вечном и человечном дабы разнообразить диалоги на вашей кухне? Если да, то ваш покорный слуга готов провести последовательный обзор-разбор данного труда (обеспечив вам контента на пару лет вперед, с нашими то темпами) с примерами и пояснением, в том числе контекста!
Пы.сы. Правильный (и смешной?) перевод с философского на человеческий, естественно, будет прилагаться.
Следующая часть: https://catscience.ru/notes/philosophy/spinoza-o-boge-part-1/