Как найти себя в этом мире
До неприличия высокий рост радикальных движений, движений против-плохо-за-хорошо, космополитизма, фандома и ста питисот гендеров со вкусом вертолета АПАЧ. Список явлений, врывающихся в нашу жизнь против нашего желания, можно продолжать очень долго. Но как они связаны между собой, причем здесь философия идентичности, кто виноват и зачем кликбейт названием? Продолжаем мучать ведра и дырявить корабли в попытке понять, зачем это обывателю.
0. «Дорогие родитель-0 и родитель-1, мне не выразить в этом письме всю боль и унижение, которые я испытал. Никто не может понять нематериальное, объяснённое на материях! Стоило один раз потрогать Тесея за его сгнивший корабль, и тут же все похватались за ведра. На правах еврейского родственника, выражаю неудовольствие к вашему учению материализма. За сим доброго здравия в аду, дорогие дедушка Маркс и бабушка Энгельс!»
1. Давай по понятиям.
Данный термин – самоидентификация – обозначает свойство человека приписывать себя к какой-либо социальной группе. С момента (чтобы упростить, скажем так) первого активного контакта с внешним миром и до самой смерти, каждый человек так или иначе состоит минимум в одной группе, даже если не осознает этого. Групп может быть одновременно множество, и они могут быть разной направленности, но у каждой из них всегда будет отличительная черта (может и не одна), по которой опознают «своих». Иногда эти черты заодно закрывают и причины, по которым человек в соцгруппе находится: общие цели, идеи, общение, понимание, поддержка и тд.
Доминик Торетто и его «семья», пожалуй, будут ярким примером социальной группы.
2. Да, классно, но зачем мы здесь?
Для понимания проблемы окунемся в историю. Когда-то во всей галактике было все хорошо. Строили вкусные точки, кидали друг друга направо и налево, резали за баксы – в общем, шла нормальная цивилизованная жизнь, как в «Звездных войнах». И таковой ее делало простое понимание людей, что есть свои социальные группы, есть чужие люди, и они чужие потому что не соответствуют признаку. Пройдемте бить морды. Собственно, как и в упомянутом выше фильме.
До поры это было просто. Социальные группы у людей были весьма небольшими, как по объёму, так и количеству членов. В основном, потому что социум ограничивался теми, до кого ты можешь дотянуться, добежать или доехать на лошади, что, в общем-то, не так много. Условный Вася может сказать, что он причисляет себя к группе дворовых мальчиков, потому что он живет с ними в одном дворе. И условный Славка подтвердит, что Вася с ними, потому что они живут в одном дворе. Это их характерный признак группы, отличающий от мальчиков другого двора. Он интуитивно понятен, жизнь проста.
Дальше можно подниматься выше по уровню, идентифицировать себя, например, новрайонцем. Потом – новгородцем. Может даже жителем Новгородского района, если Васе повезет выехать за город, а дальше… В общем, за редкими исключениями, условные Васи не мучились, выбирая себе социальную группу и ее характерные признаки. И им было хорошо. Конечно, вместе с развитием технологий и список групп ширился, но оставался ограниченным возможностью Васи перемещаться в пространстве. Пока не появилось средство связи, с помощью которого можно оказаться на другом конце Земли, не вставая с дивана.
3. Да о чем мы, и причем здесь интернет?!
Да о том, что до этого у Васи по большому счету не было выбора. У него была соцгруппа «семья», в которой он родился, соцгруппа «двор», в котором вырос, и соцгруппа «кенты» которые находятся в тех же группах и пьют ту же паленую водку. Но стоило ему выйти в интернет, как на него посыпались возможности. Теперь он может общаться с кем угодно из любой точки доступа во всемирную сеть, и, как писали Ильф и Петров, «тут Остапа понесло».
Для него внезапно открылся весь мир, и в нем нужно как-то искать «своих». Тех, кто будет разделять его интересы, давать ему необходимое общение – в общем, найти «понимающих» его людей. И это не проблема для взрослого Васи, который понимает свои нужды и волнующие его темы, и на их основе может найти себе соцгруппу. А вот для следующего за ним поколения, которое уже родилось при явлении массового интернета, это проблема.
Да, это прозвучит глупо/по-старчески/проблемой из ничего, но явление от этого никуда не денется, не надейтесь. Для молодых людей (подростки и выше, примерно до 30+) не понимание своих интересов или просто поиск одобрения у других, нередко становится причиной «вступить» – то бишь начать себя самоидентифицировать частью группы – в наиболее простые и массовые движения, не подразумевающие каких-то серьезных требований. Условно, Василисе не требуется поступить в шарагу чтобы найти себе новую социальную группу – достаточно стать боевым вертолетом АПАЧ в твиттере. И одобрение людей со схожим мышлением + соцпотребность закрываются одним постом.
4. Допустим, но что сказать хотелось-то?
Давайте тезисно повторим уже прочитанное. Каждый человек нуждается в соцгруппе. У разных соцгрупп разные требования к своим членам. Чем проще требование, тем «привлекательнее» группа и тем более она массовая. Для человека «поколения интернета» уже нет четкого ориентира на своих и остальных, тк нет ограничения по расстоянию до других людей. И отсутствие сформированных интересов для поиска нужных групп приводит к подстраиванию своих интересов под определенную социальную группу. То есть, в отличии от нормальной ситуации, где подбирается группа под свои нужды, уже нужды подбираются под группу.
Денис не любит рыбалку, но на рыбалке он общается с другими мужиками и закрывает потребность общения. И ради этого он даже вступает в группу «Правила и традиции рыболовства», хотя терпеть это не может, но это простая и яркая для него социальная группа. Чтобы поддерживать общение с ее членами он выучил 100500 гендеров блесны и методов «глушения» рыбы жопой, и теперь, при попытке общаться с кем-то вне своей группы его просто не понимают. Потому что темы общения закручены именно вокруг указанных выше вещей.
Донельзя утрированно, но суть та же. Каждый же встречался со специфическими понятиями в общении с любителями гендеров, различными фем/маскулинными движениями, фикрайтерами и прочей активной нечистью? Если нет, просто попробуйте.
5. Да, но проблемы индейцев шерифа не волнуют. Нафиг ты это все несешь? И причем тут метафизика?
Данное явление – описанные сложности поиска социальной группы – на самом деле ярко показывает другую проблему. Поскольку, как мы помним из прошлого поста, метафизические свойства чего-либо непознаваемы по определению, человек не может просто взять и понять, что ему нужно. И это приводит к выбору неправильных социальных групп, и не только у малолетних дебилов в интернете. Самоидентификация, то есть, соотнесение себя с соцгруппой, очень серьезно влияет на жизни ее членов.
Даже если вы все-таки не убедились в этом из заметки, попробуйте проверить на себе. Нет, вступать в запрещенные движения в интернете не нужно, если вы не хотите! Попробуйте вспомнить, в каких социальных группах в данный конкретный момент вы состоите и что отличает вас, как группу, от других. И переодически задавать себе вопрос «почему я в ней нахожусь?».
6. Для подведения итогов.
Давным-давно, в некотором царстве, в некотором государстве, все было хорошо. А потом злые ученые опять всех переиграли и создали кучу проблем с изобретением интернета.
До него у человечества не было массовой проблемы с поиском себя в этом мире. Пока расстояние ограничивало возможности общения и наблюдения чужих мыслей, идей и целей, выбор своих и поиск разделяющих эти параметры был не сложным. С появлением интернета – все стало в разы сложнее, запутаннее и опаснее.
Для каждого человека важно принадлежать в какой-либо группе. Но не менее важно, чтобы эта группа была для него (капс х3) подходящей. И чтобы не оказаться на месте условного Дениса или малолетнего трангендера из тиктока, нужно переодически проводить «сканирование» своих соцгрупп, интересов и прочего. Удачного поиска себя!