Пссс, котаны… Продолжим эксперименты над детьми? Сегодня поиграем с куклой Бобо.
В отличие от предыдущего “экспериментатора”, сегодня игру ведёт многоуважаемый Альберт Бандура, профессор социальных наук в области психологии Стэнфордского университета. За свою долгую жизнь (04.12.1925 – 26.07.2021 гг.) этот канадско-американский учёный провёл множество исследований, опубликовал немало научных работ и получил большое количество почётных степеней и различных наград. Ода спета, перейдём к самой популярной серии экспериментов мистера Бандуры.
Все мы слышали от бабок с лавочки, что “всё это из-за ваших интернетов, всё из-за игр этих компутерных!”. Так вот, вопрос возможности возникновения агрессии через наблюдение поднимался, когда эти бабушки ещё под стол пешком ходили. И исследовался сурово-экспериментально в том числе.
В 1961 году Бандура с коллегами провели первый из серии экспериментов по изучению этого вопроса.
Итак, из детского сада Стэнфордского университета (а что далеко ходить-то?) были взяты 36 мальчишек и 36 девчонок в возрасте от 3 до почти 6 лет. Дети были разбиты на три группы: 24 ребёнка со взрослым, моделирующим агрессивное поведение, 24 – со взрослым, моделирующим неагрессивные поведение, и 24 – контрольная группа, которая не подвергалась влиянию взрослых. Потом их снова разделили по половому признаку. И из этих подгрупп разделили ещё так, чтобы половина встретилась с моделями своего пола, другая – со взрослым противоположного пола. Сложно? На второй картинке есть схема.
Каждый из детей проходил этапы эксперимента индивидуально, чтобы исключить влияние других подопытных и отвлечение внимания. Первая часть состояла в том, что дитя и взрослого приводили в игровую комнату и сажали по разным углам. В детском углу находились различные обычные добрые игрушки и развлечения, во взрослом – обычный набор, но также и молоток, и кукла Бобо. Нечто похожее на нашу “неваляшку”, но надувная и примерно в 1 метр ростом (схема куклы на картинке 3). Уходя, экспериментатор акцентировал внимание ребёнка, что в другом углу находятся игрушки для взрослых (тихо, гусары!).
В агрессивном сценарии взрослые начинали играть с Бобо, переходя на жестокое обращение с ней. При этом агрессия проявлялась как физически: удары кулаком, молотком, пинки ногами, подкидывание в воздух. Так и вербально: “Пни его! Ударь! Сбей с ног! Бах! Бросай в воздух!”. Неагрессивная модель же играла с нормальными игрушками, полностью игнорируя Бобо. Первая фаза длилась 10 минут. Потом заходил экспериментатор и отпускал модель, а ребенка уводил в другую комнату.
Второй – обидный такой – этап начинался с того, что ребёнка и взрослого заводили в помещение, полное хороших, интересных игрушек: всякие машинки, куклы, волчки. И предлагали с ними поиграть. Но тут жизнь отвешивала оплеуху: через 2 минуты мальцу говорили, что больше нельзя играть с этими крутецкими игрушками, но можешь поиграть в другом месте… Делалось это, чтобы вызвать разочарование и обиду.
Ну и третьим этапом, в завершение: ребёнка отводили в экспериментальную комнату. Там был полный набор из неагрессивных (куклы, грузовики, карандаши с бумагой, пластиковые животные), так и агрессивных (молоток, верёвки, дротики) игрушек. И, конечно, сама кукла Бобо. И в этой комнате ребёнка оставляли поиграть самого на 20 минут. А сами за вот этим односторонним зеркалом наслаждались зрелищем. И, конечно, записывали и оценивали уровень агрессии каждого ребёнка из всех подгрупп.
Перейдём к результатам эксперимента. Пока что первого. И кратко.
Неудивительно, но дети, наблюдавшие агрессивную модель, проявляли и сами больше агрессии. При этом мальчики больше действовали физически, а девочки чаще проявляли вербальную форму. Орали и ругались то есть. Группа, которая видела неагрессивное поведение, была в итоге более “лапочками”, чем контрольная группа, которой не пришлось наблюдать какого-то определенного типа взаимодействия с Бобо. Ещё замечено, что больше дети копируют поведение представителей своего пола.
Всё так-то логично. Подтвердили экспериментально, что дети копируют поведение взрослых.
Но товарищ Бандура создавал целую теорию! Поэтому одним экспериментом не ограничилось. Всем этим практическим изучениям предшествовало и теоретическое исследование темы тем же Бандурой и Хьюстоном в 1961, а ещё и и эксперименты Блайка и компании в 1952.
Проводимые позже эксперименты включали в себя ещё наблюдение последствий за действие. Моделей за их поведение либо награждали, либо наказывали. Угадаем с одного раза! Дети перенимали то поведение, которое было поощрено. Даже если оно агрессивное. Но резко переставали бить куклу, если видели, что за такое наказывают.
Критике, конечно, эти эксперименты подверглись немалой. И за этичность, и за обоснованность. Но Альберт получил всё же свою Национальную медаль науки в 2016 году от Обамы за этот эксперимент. Да и много чего ещё получил.
Итогом всех этих исследований стала теория социального научения, которую Бандура предложит ещё в 1969 году. Опубликует он её в 1977 году. Позже, в 1986 он её переименует в социальную когнитивную теорию. Но не важно название, важен факт того, что эта теория стала этаким мостиком между бихевиоризмом и когнитивным подходом и предложила новую точку зрения на базовые детерминанты человеческого поведения. И она учитывает взаимное влияние на поведение человека средовых, когнитивных и личностных, поведенческих факторов.
На этом пока остановимся.
Муркнула вас.