Пссс, котаны… Психологический эксперимент?
Джейн Эллиотт и “Разделённый класс”.
Дисклеймер: автор не даёт в заметке личной оценки эффективности, этичности и значимости результатов данного эксперимента.
В 1968 году в городке Рисевилл, штат Айова, США, учительница младших классов Джейн Эллиотт решила прививать доброе и вечное своим третьеклассникам. Не имея какого-либо профильного образования в области психологии, зато с багажом в виде рьяного феминизма и активности на поприще защиты национальных меньшинств, училка придумала интересную игру. И повод хороший нашёлся.
4 апреля 1968 года в городе Мемфис, штат Теннеси, убили американского чернокожего правозащитника Мартина Лютера Кинга. Понятно, что он там устраивал всяческий BLM, то есть защищал права негров, которых таки весьма тогда угнетали. И его убийство вызвало весомый общественный резонанс. Но мы вернёмся к училке и классу.
Мадам Эллиотт решила наглядно показать детишкам, что такое предрассудки и дискриминация. Для этого она поделила детей на голубоглазых и кареглазых. Объявив, что первые имеют высокий социальный статус, умнее и лучше, а вторые – “представители низшей расы”, которые не особо заслужили уважение.
Вот, начинаем урок. Объявлятся “день братства”. На вопрос об отношении к чернокожим, индейцам, азиатам детишки практически белого городка ответили, что не особо-то их считают “братьями”. Ну, и понеслась воспитательная работа.
Голубоглазым были выданы различные привилегии: они могли, в отличие от кареглазых, получать вторую порцию еды в столовке, заниматься в новом спортзале. Им дали перемену на 5 минут больше. Давайте больше дискриминации: кареглазые могли пить воду из фонтанчиков только со стаканов, ибо считались “грязными”. И были обязаны носить чёрные воротнички, чтобы их низкий статус сразу был всем виден. В дополнение ко всему учительница всегда подчёркивала превосходство голубоглазых. Они умнее. А от карих – одни проблемы. И опять “мы потратим кучу времени, ожидая кареглазых”.
Какова реакция? Простая. Минут 15 надо было, чтобы светлоглазые прониклись и стали вести себя высокомерно и считать себя лучше своих одноклассников с тёмными глазами. Эллиотт писала , что немного потребовалось, чтобы превратиться “из разумных, хороших детей в мерзких злобных шовинистов”.
А теперь мой любимый “кнут и пряник”. Статистикой, собранной Эллиотт, было подтверждено, что привелегированные ученики начали учиться лучше. А ущемлённые стали показывать всё худшие результаты. И это понятно. “Избранные” стремились соответствовать статусу, а “униженные” были в диком стрессе и терялись, нервничали, что мешало усваивать знания.
Но это не конец. На следующий день условия поменялись. Теперь учительница говорит, что всё не так. Ошибочка вышла. Мелатонин и всё такое, и кареглазые – умнее и круче. Вот это поворот! И что вы думаете: проявлено было милосердие? Нет. Была месть.
Подобный эксперимент вызвал достаточно широкий резонанс у общественности. В 1970 году им заинтересовалась пресса. Джейн была приглашена на ТВ и выступила в “Вечернем шоу с Джонни Карсом”. Об этом опыте журналистом Уильямом Питерсом был снят документальный фильм “Глаз Бури” (“Eye Of The Storm”). Питерс присутствовал на всех уроках, ребята абсолютно не стеснялись его и вели себя естественно, так что ему удалось заснять эксперимент как он есть. Фильм был показан по каналу ABC. Позже был снят еще один документальный фильм – “A Class Divided” (Разделенный класс). Также об этом эксперименте упомянул в своей книге “Эффект Люцифера” Феликс Зимбардо, автор знаменитого тюремного эксперимента, который позже был раскритикован.
Я не буду здесь рассуждать о научности и этичности данного эксперимента. Все могут сделать свои выводы и насрать в комментах.
Подопытные дети позже признавали, что это сильно снизило их расизм и прочие предубеждения о разделении людей по внешним признакам. Стоит ли психологическая травма, полученная во время таких опытов, того? По результатам исследования 1990 года Университет Мердока в США не включил метод “голубых и карих глаз” в список успешных стратегий противостояния расизму.
Метод Джейн подвергся изрядной критике за подстрекательство к унижению, за невнимание к политическим и социальным изменениям в обществе, в конце концов, за психологическое воздействие на детей.
Тем не менее Джейн продолжила свою деятельность как активистка и педагог, и позже стала вести корпоративные тренинги. Ее приглашали многие компании, которые хотели развить толерантность среди белых сотрудников к представителям других рас. Она получила множество наград, в том числе от Национальной Ассоциации Психического Здоровья “За выдающиеся достижения в области образования”.
*на фото героиня рассказа. Джейн Эллиотт, американская школьная учительница, известная активистка в области феминизма, антирасизма и прав ЛГБТ.
Муркнула вас вне зависимости от цвета ваших глаз.