Top.Mail.Ru

Клиповое мышление – смерть разуму. Ч-1

0

Аве Котоимпериум! Вот уже больше полувека коллективное сознание терроризирует страшное явление – «клиповое мышление». Ему приписывают многие беды подрастающего поколения, им пугают старшее, рисуя ужасающую угрозу интеллектуальному будущему человечества, и против него – как против прогресса — невозможно бороться. Так давайте же возьмем свои бритвы Оккама, заглянем в Око этого Ужаса и узнаем что за жесть тут творится!

Поскольку тема весьма непростая и объёмная, автором было принято волевое решение разбить повествование на три части. В данной части мы с вами начнем с поиска данного феномена и его исследований в науке. Моменты, отмеченные «(!)» стоит запоминать, их мы отложим на заметочку и они потребуются нам в дальнейшем. Приятного чтения.

0. По понятиям.

1) Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний. Важно понимать, что для исследований есть общепринятые правила оформления, правила постановки экспериментов (могут разниться от области исследования) и т.д. То есть, вряд ли получится видео «пробую разные маркеры на вкус» выдать за научную работу по изучению данной темы.

2) Мышление — в психологии высшая и наиболее сложная форма интеллектуальной деятельности, состоящая в рациональной переработке данных опыта, в процессах установления связей, вскрытия отношений и зависимостей. Пример: если потрогать десять горячих сковородок, можно прийти к выводу что трогать любые горячие сковородки — больно.

3) Клип – (от английского Clip) отдельный фрагмент информации, аналогичный первоначальному значению «вырезка из газеты». Пример: «ученый изнасиловал журналиста».

1. Время приключений!

Итак, услышав про феномен «клипового мышления» и его ужасы, нормальный человек сразу же пойдет искать информацию. Требуется узнать, что это такое, как определить, что по этому поводу говорят ученые мужи и так далее – в общем, нам нужны исследования. Ключевые слова – «клиповое мышление», «научные исследования».

И вот на этом моменте мы остановимся. Абсолютно внезапно обнаруживается что в свободном доступе находится всего 1.5 статьи на русском языке(!) и ноль (не рерайтов или переводов) на ангельском! Конечно, уже на этом моменте можно было бы закончить, но, товарищи, позвольте. Может феномен пока слишком новый и просто нет массива работ – квантовая физика тоже когда-то начиналась с пары-тройки исследований. Давайте дадим человечеству шанс.

2. Методика-проявитель.

Первым результатом поисков стала статья на Киберленинке об исследовании 2016го года. Иркутский государственный университет выпустил работу с названием «Экспериментально-психологическое исследование «клипового мышления»: результаты апробации программы эксперимента».

В ней авторы активно тестируют методику для выявления искомого феномена, которую сами создали (!) в прошлых исследованиях. В качестве характерных маркеров «клипового мышления» выбраны: преобладание визуальной обработки информации над семантической, высокая скорость обработки информации; снижение возможности обобщения и осмысления информации(!). Т.е. если испытуемый активнее смотрит видео чем читает (или просто лучше воспринимает визуал), быстро информацию воспринимает, но фигово систематизирует и понимает – он «заражен». Окей, допустим, как же это выявить?

Для выявления т.н. «клипового мышления» исследователями была выбрана группа в 30(!) человек-тел студентов. На первом этапе их попросили написать в свободной форме (!) список наиболее значимых, по их мнению, событий с 1950го по 1990й годы в течении 7ми минут. На втором этапе испытуемым показали музыкальные клипы Pink Floyd «Another Brick in the Wall»; Scorpions «Wind of Change»; Michael Jackson «Earth Song» и попросили написать еще один список, с указанием событий из видео. Ну и последним этапом стал неограниченный по времени поиск информации по данному вопросу в интернете, а написать требовалось только обобщение «что вообще волновало людей того времени». Если вы не понимаете к чему это и что доказывает вообще, я сейчас объясню.

На каждом этапе исследователями фиксировалось количество «неправильных ответов» (не соответствующих временным рамкам, материалу клипов и «не соответствующих заданному вопросу”) и среднее время. А, и, конечно же структурированность списков(!). На основе ентих данных исследователи выстроили графики и поставили выводы.

На основе «высокой скорости посещения сайтов и перехода с одного на другой» (!) исследователи делают вывод: клиповое мышление приводит к тому, что студенты просто не могут заниматься одним сайтом дольше, а точность ответов падает. Более того, события, упомянутые в клипах, появлялись в финальном списке чаще именно после просмотра видеоматериалов. Ну и конечно же, окончательный вывод исследования весьма логичен – клиповое мышление есть, критериям из начала соответствует, методика выявления работает.

Весьма неплохое начало, мне кажется. Но одного исследования маловато будет! Давайте двигаться дальше.

1.5. Почему «полтора исследования»?

К сожалению, не смотря на все навыки хакермена, автору не удалось найти оригинал исследования, о котором сейчас пойдет речь. Согласно статье о нем на портале Скиллбокс, работа подавалась на II Всероссийскую научно-практическую конференцию «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании» и вошла в финальный сборник, найти который не удалось. Если кто-то найдет, несите в комментарии, будем смотреть оригинал, а пока…

2. Масштабы проблемы ужасают.

Итак, вторая работа научного сообщества, датированная 2021м годом. Приволжский исследовательский медицинский университет провел небольшое исследование, на этот раз на школьниках 8го, 9го и 10го класса в количестве 102х человек-тел. Выглядит даже солиднее первой работы, давайте смотреть!

Отобранным из Нижнего Новгорода рандомным школьникам в течении двух минут показывали текст басни (название не известно, но слов в ней 133), попросили ответить на 4 вопроса о содержании и заполнить анкетку. Ни содержание вопросов, ни анкета до наших дней не дожила по вышеописанным причинам, но результаты сохранились вместе с выводами. По сравнению с аналогичным исследованием 2015-16го года (аналогично не нашлось) скорость чтения выросла в 2 раза, а вот понимание текста упало: в 1.5-1.7 раз больше ошибок, в основном с извлечением информации, не сказанной прямым текстом. По выкладкам авторов их завалило 41.7% восьмиклассников, 37,8 девятиклассников и 22.9% десятого класса. Взаимосвязь между возрастом и процентом провала заметить ну_очень_сложно(!). Вероятнее всего она объясняется тем, что более «старые» дети менее подвержены коррозии «клипового мышления», но по данному вопросу в статье ничего не сказано.

Из анкет и расспросов испытуемых следует, что школьники в среднем проводят до 14ти часов в сутки за различными экранами. Спишем «средние 14 часов» на то что это искажение пересказа, ибо вызывает серьезные сомнения, и посмотрим на корреляцию первых результатов (опроса) и вторых (анкеты) и выводы.

«Исследователи объясняют это электронной зависимостью из-за боязни пропустить что-то важное и интересное. Кроме того, они напоминают, что электромагнитные излучения действуют на эндокринные клетки головного мозга, усиливающие синтез дофамина ― гормона счастья. В результате дети попадают в дофаминовую зависимость, и, если порция получаемой информации оказывается недостаточной, может возникать неудовольствие и даже агрессия.» (здесь все под !!!!)

Вывод авторов: дети стали лучше читать с экранов, зависимы от них, хуже понимают прочитанное, и агрессивны если информации не получено. Все это, как водится, не реклама, а доказательство существования и развития «клипового мышления». Причин не верить им нет, как по мне.

3. Выводы из прочитанного.

Две независимые друг от друга группы исследователей приходят к выводу что клиповое мышление все-таки есть. Обе подтверждают это разными экспериментами, результаты которых подходят под заданные ими же критерии и похожи между собой, а значит, теоретически, могут быть правы. То есть, угроза интеллектуальному потенциалу реальна, оно уже здесь, и мы обречены? Не пора ли устроить казни египетские во имя спасения будущего нашего вида? И кто это допустил?!

До встречи во второй части!

Определения взяты из: https://dic.academic.ru/searchall.php?SWord=мышление..

Первое исследование: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalno-psi..

Второе: https://skillbox.ru/media/education/issledovateli-naz..

Добавить комментарий