Моральная паника. Опасность и места обитания.

0

Термин «Моральная паника» весьма часто употребляется в СМИ и в целом в инфо-пространстве. Но, к сожалению, как и многие вещи употребляется он неверно, а потому необходимо знать, что под ним подразумевается изначально и уметь отличить саму «моральную панику» от мимикрирующих под нее событий в информационном пространстве.

1) Так как правильно?
Одним из наиболее востребованных сегодня является определение, предложенное Стэнли Коэном, это один из тех авторов, который, собственно, и ввел концепцию моральной паники в своей работе «Народные дьяволы и моральная паника». Коэн определяет моральную панику как коллективную реакцию, которая является результатом веры в существование людей с не соответствующим текущим моральным нормам поведением, которые угрожают сохранности общества. Именно эти люди, называемые в иных случаях «маргиналами», подразумеваются под народными дьяволами. В качестве примеров таких дьяволов он приводит потребителей психоактивных веществ, гомосексуальных и транссексуальных людей, ВИЧ-инфицированных, бездомных и так далее.

Более простым языком, моральная паника – состояние общества или отдельных социальных групп, которые характеризуются массовой истерией по поводу той или иной угрозы безопасности или моральному устою. Феномен этот не новый для человеческой истории, но в наше время, с ростом технологий коммуникаций он приобретает огромные масштабы.

2) Не распространяйте.
Согласно исследованию, которое было опубликовано в 2018-м году в журнале «Science», новости, которые вызывают у людей отвращение и ужас, распространяются на 70% быстрее, чем новости, в которых такие элементы отсутствуют. Особенно это характерно для так называемых фейковых новостей. Механизм отвращения и ужаса играет важнейшую роль.
Исследователями данного феномена выделяется три модели провокации моральной паники:

1. Паника идет снизу-вверх, то есть возникает спонтанно как ответ на некий социальный стресс. Ярким примером могут служить различные абсурдные идеи, появляющиеся и распространяющиеся во время эпидемий.

2. Паника по заказу. Подразумевается, что паника спровоцирована «элитами» общества и направлена на получение ими выгоды. Как пример – еврейские погромы в различных странах.

3. Модель заинтересованных групп. Она предполагает, что моральная паника исходит из тех самых заинтересованных групп, в роли которых выступают разного рода ассоциации, ангажированные журналисты, религиозные группы, общественные движения и другие социальные группы.

Встретить в чистом виде ту или иную модель невозможно, так как зачастую они зависят друг от друга: низовая модель обеспечивает топливо для моральной паники, а активисты организуют ее фокус, интенсивность и направление, в то время как элиты уже используют ее в свои интересах.

В основном моральная паника происходит из-за различных предубеждений, существующих в обществе и направлена на их развитие и усугубление. Чем сильнее паника, тем меньше возможностей ее развеять, так как под ее влиянием люди практически не способны слышать мнение, отличающееся от заданного самим явлением.

Часто панику разгоняют СМИ в поисках сенсаций, а также различные средства общения, такие как родительские чаты. Примеры очень легко найти, если вы состоите в таких чатах.

3) Как фейки переходят в панику?
Существуют три очень ярких признака формирования паники: усиленная обеспокоенность общества поведением отдельной группы лиц; усиление целенаправленной ненависти к такой социальной группе, обвинения ее в угрозах обществу, демонизация; доминирование мнения о том, что указанная группа действительно несет угрозу, потеря диалога с ее представителями.

4) Как не паниковать?
Основной стратегией, как всегда, является поиск доказательств и проверка информации. В первую очередь необходимо сохранять критическое мышление, с помощью которого можно избежать большую часть фейков, перерастающих в моральную панику. Во вторую – снизить количество контактов с теми, кто уже «заражен» и во всю паникует. Шансов переубедить подверженных данному явлению практически нет, но появляется шанс «заразиться» и поддаться панике. И безусловно не стоит самому распространять непроверенную информацию, каким бы сильным не было желание. Но что если оказалось, что объект паники – ты сам, как принадлежащий к демонизированной группе?

В первую очередь, не начать паниковать самому. Если в ваш адрес поступают угрозы и попытки «индивидуального террора», необходимо обращаться в правоохранительные органы, а так же пытаться выстроить «линию защиты», распространять информацию, которая может разрушить тезисы паникующих всему возможными способами.

5) Чему мы научились, Палмер?
Как уже говорилось в начале, явление моральной паники не новое, но сейчас оно проявляется все сильнее. Основой для паники выступают фейковые новости, статьи и утверждения, подразумевающие существование угрозы для общества, разгоняемые либо самим обществом, либо активистами и/или элитой общества с целью получения выгоды. Для того чтобы не поддаваться панике достаточно проверять информацию и избегать ее носителей.

Данный текст основан на подкасте сообщества «Неправильные эксперты»- «Моральная паника».  Подкаст ведут несколько психологов, религиоведов, социологов и судебных экспертов, где они обсуждают вопросы про секты и религии, радикальные движения, субкультуры, образование и общество, кибербуллинг и травлю, терроризм и правоохранительное сообщество.

Добавить комментарий