Теория заговора с луноходами и блэкд…

0

Может, лучше — про реактор? Там, про любимый лунный трактор?

В новой заметке мы снова поговорим о космосе, а ещё создадим свою теорию заговора с луноходами и блэкд… Высоцким.

Почти все слышали про успехи «Лунохода-1» и «Лунохода-2», которые заметно наследили на Луне. Так уж повелось, что и лунные трактора у нас ассоциируются именно с этими пепелацами. А если были другие, про которые мы не знаем? Запомним это предположение и перейдём к нехитрому анализу названия.

Заглавие заметки выбрано отнюдь не случайно — это строки из песни Владимира Семёновича «Письмо в редакцию». Сюжет песни построен вокруг психических больных, решающих проблему не зашитого пупа Земли. А что, если это всего лишь маскировка? Что, если Глеб Жеглов трудился в одном из секретных КБ над созданием луноходов, а в песне пытался рассказать о своих творениях простым советским гражданам, не привлекая излишнего внимания сотрудников первого отдела? Судите сами: лирический герой в тексте прямо таки взывает к редактору с просьбой рассказать про реактор и любимый лунный трактор, а не пугать всех небылицами про говорящие руины! То есть где-то в секретных глубинах наших глубин на свет родился проект лунного трактора, а вернее — лунной инженерной машины, где в качестве двигателя использовался бы упомянутый выше реактор. Но… Это лишь теория, а потому оставим артиста в покое.

Шутки шутками, а Владимиру Семёновичу удалось угадать содержание документа под названием: «Отчёт по созданию лунных станций и инженерных строительных подвижных средств». В нём содержится информация о создании стационарных объектов, обеспечивающих пребывание космонавтов на Луне, и необходимых инженерных машин, разработанных в отделе 611 ЦКБЭМ (ныне РКК «Энергия») с мая по декабрь месяцы 1967 г. В отчёте приведены проекты нескольких инженерных машин, в том числе и той самой Лунной инженерной машины (ЛИМ), существование которой мы предположили в самом начале.

Для чего нужна сия таратайка? При создании лунных и вообще любых объектов для длительного пребывания человека вне пределов земной атмосферы весьма остро встаёт вопрос противорадиационной защиты. Если бы его решению не отводили должное внимание, то обращались бы мы к космонавтам не иначе как «фон». Один из способов защиты людей от излучения — засыпание модулей лунной станции реголитом, а вручную это делать весьма посредственное удовольствие (для справки: во время внекорабельной деятельности человек может спокойно потерять пару лишних килограмм). Откармливать будущих колонизаторов естественного спутника было бы очень сложно, поэтому процесс создания защитного слоя из реголита решили автоматизировать с помощью ЛИМ. Стоит упомянуть, что предполагалось использовать ЛИМ и для других работ, но о применении машины лучше поговорить в отдельной заметке.

По проекту будущий агрегат для инженерных работ имел четырёхколесное специальное силовое шасси, на котором разместилась бы кабина космонавта с пультом управления, а снаружи устанавливалось бы различное оборудование, имеющее электромеханический привод от генераторов силовых мостов шасси.

Отдельного внимания заслуживает источник энергопитания машины. У читателя невольно могло сложиться мнение, что это ядерный источник энергии, проще говоря — реактор, как в песне, но это тот самый случай, когда в реальности всё было намного интереснее. Отчёт писался вполне серьёзными людьми, и в нём вы не найдёте цитаты из серии Симпсонов про полёт Гомера в космос: «Друзья, наши поиски закончены!» Поэтому отдельная глава посвящена выбору топлива для будущих машин и станций, где авторы приходят к неожиданному (для нашего времени) выбору основного источника энергии — тепловым машинам.

Конструкторы решили использовать на нашем лунном тракторе двигатель внутреннего сгорания, работающий на… компонентах ракетного топлива. С одной стороны, это было достаточно дешёво, а с другой, создавало ряд серьёзных проблем. Во-первых, необходимо было решить вопрос с изоляцией двигателя от внешней среды, т.е. вакуума. Но настоящим камнем преткновения для любой космической техники является отвод тепловой энергии от силовой установки и других узлов: всем знакомая из школьного курса физики конвекция не работает в космосе — кругом чёрное ничего. На МКС и других аппаратах для отвода используют радиаторы охлаждения, которые помогают сбросить тепло в космос, вот только размеры их оставляют желать лучшего… Но вернёмся к нашему трактору. Задачу теплоотвода, над которой мы только что бились, решили установкой двигателя и всех теплонапряжённых элементов в излучающем кожухе из алюминия, который служил радиатором.

Для ЛИМ был создан специальный четырёхцилиндровый двигатель с оппозитным расположением цилиндров. В камеры сгорания двух рабочих цилиндров должны были впрыскиваться горючее и окислитель, а оставшиеся два цилиндра были бы расширительными. Предполагалось, что в них продукты сгорания будут дополнительно расширяться, производя работу и повышая КПД двигателя. И снова фишка, про которую автору до этого слышать не приходилось: рабочие цилиндры должны были оснащаться механизмами изменения объёма камеры сгорания. Такое решение позволило бы достичь оптимального расхода столь ценного топлива при любых режимах работы двигателя ЛИМ.

Что можно сказать по итогу? Лучше всего сюда подходит изречение одного весьма уважаемого ворона: «Не надо строить иллюзии, которые могут закончиться травмпунктом». Так и здесь надеяться на «успешный успех» было бы странно. Про ЛИМ и другие лунные трактора из отчёта заговорили в 2015 году, когда с него был снят гриф секретности. Неизвестно, были ли созданы какие-либо демонстраторы этих машин, или всё так и осталось на бумаге. Эти проекты и сам отчёт интересны, как минимум, по 2 причинам. В нём очень детально описана конструкция и технология работы с лунными мобильными средствами. Кроме того, в документе можно заметить ограниченность инженеров технологиями своего времени (очень явно это видно в главе про подбор источника питания). Из метода проб и ошибок, вызванных подобными препятствиями, собственно, и строится история науки и техники.

Добавить комментарий