Котики, I want to believe. С вами Рен-ТВ, и сегодня поговорим об НЛО, зелёных человечках, психологии и психиатрии.

“…надеяться и мечтать – это нормально. Человек может иметь живое воображение и при этом быть хорошим скептиком, в этом нет никакого противоречия. Пока вы знаете, где заканчивается знание и начинается надежда, проблем нет.”

Гай Харрисон, американский популяризатор науки.

Человечество во все времена испытывало тягу к таинственному и загадочному, неведомому, паранормальному, неопознанному, секретному. Будь это хоть ангелы или тенгу с кицуне, феи и лепреконы, домовые или масоны. Все культуры пропитаны верованием в “сверхъестественное”. Причин и объяснений возникновения тех или иных образов и архетипов предостаточно. Рассмотрим подробнее, как с небес вместо ангелов стали спускаться инопланетяне.

Начнём с истории возникновения и развития уфологии.

Днём рождения современной уфологии можно считать 24 июня 1947 года, когда американский лётчик, биснесмен и политик Арнольд Кеннет, надеясь на вознаграждение от ВВС США, искал место крушения транспортного самолёта над Каскадными горами (штат Вашингтон), а увидел девять дискообразных бело-голубых объектов, пролетавших недалеко с огромной скоростью. Его рассказ был опубликован и вызвал невиданный ранее широкий резонанс.

undefined

Арнольд Кеннет с рисунком наблюдаемых им НЛО.

После этого сообщения об UFO (оно же НЛО – неопознанный летающий объект) посыпались как из рога изобилия. В штате Нью-Мексико НЛО замечали чуть ли не каждый день. 7 июля 1947 г. астроном-любитель Уильям Родс из города Финикс (штат Аризона) предоставляет первый снимок НЛО. 9 июля две его фотографии были опубликованы в местной газете “Arizona Republic”, после чего негативы были изъяты представителями ВМС и ФБР. Кеннет, увидев эти снимки в газете, подтвердил, что это те же самые объекты, которые наблюдал он. В эти же дни НЛО были засняты в штатах Мичиган и Вирджиния.

undefined

Снимки, сделанные Уильямом Родсом.

Но самым ошеломляющим стало заявление пресс-атташе базы ВВС в Розуэлле (штат Нью-Мексико) от 8 июля 1947 года, гласившее, что ВВС удалось обнаружить разбившийся НЛО. Хоть эту информацию и опровергли буквально через несколько часов, но этот случай заложит фундамент для конспирологических теорий в будущем, и старта активных программ по изучению UFO под руководством Правительства США.

Стоит отметить, что первая паника от появления непонятных штук в небе не предполагала наличия инопланетян. Время было такое, что угроза наличия у СССР неизвестных новейших разработок была намного страшнее условных “марсиан”. Также высказывались вполне рациональные идеи о неизученных атмосферных явлениях естественного происхождения. И не особо рациональные предположения: например, Джеймс Констебль думал, что речь идёт о живых амёбообразных организмах, живущих в атмосфере.

Итак, мотивируясь вопросами национальной безопасности, США отбирают учёных людей, и в январе 1948 года стартует проект “Знак” (“Sign”), переименованный в 1949 году в “Grudge” (в литературе нет точного упоминания о причинах смены названия, и непросто корректно перевести его на русский язык. По контексту примем “Недовольство/неприязнь”). Военные люди были полны скептицизма, и в единственном официальном отчёте, опубликованном в августе 1949 года присутствовали такие выводы:

A. Нет никаких доказательств того, что объекты, о которых сообщалось, являются результатом передовых зарубежных научных разработок; и, следовательно, они не представляют прямой угрозы национальной безопасности. В связи с этим рекомендуется сократить масштабы расследования и изучения сообщений о неопознанных летающих объектах.

B. Все свидетельства и анализы указывают на то, что сообщения о неопознанных летающих объектах являются результатом:

  1. Неправильное толкование различных общепринятых объектов.
  1. Легкая форма массовой истерии и нервного возбуждения от войны.
  1. Лица, которые фабрикуют подобные сообщения для совершения мистификации или в поисках огласки.
  1. Психопатологические личности.

undefined

Страница из рассекреченных документов по проекту «Grudge».

undefined

Страница из рассекреченных документов по проекту «Grudge».

Появление сразу нескольких НЛО над Вашингтоном в 1952 году провоцирует новую волну исследований, и запускается “Проект Синяя книга” (“Project Blue Book”), являвшийся больше распиаренной ширмой, прикрывающей действительно секретные исследовательские проекты. Возглавлял его Эдвард Руппельт, изначально отстаивающий важность изучения “тарелок”, а одним из главных экспертов являлся астрофизик Джозеф Аллен Хайнек, ставший позднее знаменитым исследователем-уфологом. Проект просуществовал вплоть до 1969 года.

Естественно, что невозможно не хайпануть на столь благодатной почве, и американский кинематограф вовсю начал выпускать фильмы про UFO, где уже фигурируют и пришельцы. И если вышедшие в 1951 году культовые фильмы “Нечто” и “День, когда Земля остановилась” представляли достаточно мирные истории, то новинки 1953 года – “Захватчики с Марса” и “Война миров” (по роману Г. Уэллса) – показывают вовсе не дружественных инопланетян.

Успех этих премьер инициировал создание множества кинокартин, в которых подробно и с разных сторон рассматривались возможные варианты и последствия встречи человечества с “братьями по разуму”.

Конечно же такие веяния в культуре только подливали масла в огонь. А ещё получилась интересная загогулина: радиопостановка “Войны миров” в 1935 году вызвала немало скандалов и волнений умов, поэтому правительство решило посильнее засекретить изучение НЛО, чтобы не будоражить граждан, но секретность дала противоположный эффект, породив разные теории заговоров, которые щекотали психику и раззадоривали фантазию людей.

undefined

Кадр из фильма «Война миров», 1953 год.

undefined

Постер к фильму «Война миров», 1953 год

undefined

Кадр из фильма «Захватчики с Марса», 1953 год.

А что у нас? А у нас своя “война миров”.

Началом уфологической деятельности в СССР можно считать 1958 год, когда преподаватель одного из московских ВУЗов – Ю. Фомин – начал читать лекции по этой тематике. Но в январе 1961 года академик Л. Арцимович разнёс в пух и прах “пропаганду НЛО” Фомина вместе с самим Фоминым, которого исключили из общества “Знание”, и на том на поприще изучения неопознанных объектов у нас временно воцарилась тишина.

В 1967 году на общественных началах было создано отделение по исследованию НЛО Всесоюзного комитета космонавтики под руководством П. Столярова, в президиум которого вошли доцент МАИ Ф. Зигель, писатель-фантаст А. Казанцев и уже известный нам Ю. Фомин. В ноябре они выступают на телевидении с призывом сообщать о случаях наблюдения НЛО, и получают огромное количество сообщений от населения со всех уголков страны. Но в этом же году ЦК ДОСААФ принял постановление о прекращении работы отделения по изучению НЛО, в декабре отделение общей и прикладной физики АН СССР под руководством всё того же Льва Арцимовича приняло решение об осуждении и запрете изучения феномена НЛО.

В 1974 году Феликс Юрьевич Зигель организовал при МАИ новую инициативную группу, которая занялась обобщением и анализом накопленных наблюдений. В 1975 – 1976 годах он выполнил госбюджетную работу «Предварительные исследования аномальных явлений в земной атмосфере». Для продолжения работы на более широкой основе руководство МАИ обратилось в ряд организаций с просьбой присылать в институт сообщения об НЛО.

undefined

Феликс Юрьевич Зигель на месте предполагаемого наблюдения НЛО с рисунком очевидца.

Некоторый перелом произошёл в 1977 году после “Петрозаводского феномена”. В январе 1978 года уже была создана исследовательская группа, и начали подключать к работе различные ведомства и НИИ. Проект, названный очень осторожно – изучение аномальных атмосферных явлений – стал темой научно-исследовательской работы Академии наук, и получил название “Сетка-АН”.

undefined

«Петрозаводский феномен», с простым техногенным объяснением.

В это же время, в 1977 году, на сцене появляется “главный по тарелочкам”, самый известный, пожалуй, уфолог СССР и России – Владимир Георгиевич Ажажа.

В период 1980-х деятельность будет более бурная: множество публикаций, конференций, семинаров. Несмотря на это, в оценке состояния дел на поприще изучения НЛО в СССР можно согласиться с космонавтом Поповичем, который в 1988 г. заявил: “К сожалению, в нашей стране, да и не только у нас, этим изучением занимаются слабо, попросту махнули рукой, тогда как в США аномальными явлениями занимается несколько институтов…” (Ленинская правда. 1988 г., 16 января)

В лихие/святые 90-е народ будет зачитываться про НЛО и инопланетян, засматриваться фильмами и передачами, верить в чудеса.

В 1990 году был подписан приказ об открытии Всесоюзного межотраслевого научно-координационного уфологического центра (Союзуфоцентр), который возглавит В. Г. Ажажа. Но в 1992 году он уже распадётся.

Ажажа ещё откроет уфологическую школу «Базис», будет руководителем уфологической секции Международной Академии Информатизации (общественная организация, подвергавшаяся многочисленной критике и обвинениям в распространении лженауки).

undefined

Владимир Георгиевич Ажажа и «Погоня за НЛО»

Различные организации, объединения энтузиастов, школы, секции, секты и прочие виды охотников за НЛО в это время растут как грибы после дождя.

В 2004 году “Космопоиск”, основанный при МАИ (том, который Московский Авиационный Институт) ещё в 1980 году, зарегистрирован как Общероссийская общественная организация. Но с 2017 года у них там по нашей русской традиции не задалось, регистрационное удостоверение аннулировали. Но 19 июня 2019 года Министерством юстиции РФ зарегистрирована Межрегиональная общественная организация «Научный центр исследований в области экологии, астрономии и космонавтики „Космопоиск“», позиционирующая себя преемником той самой. Существует и сейчас.

НЛО во всём мире.

Весьма примечательно то, что миф об НЛО начал распространяться практически во всех странах. И не менее важно, что везде созданы организации, занимающиеся изучением данных явлений, часто находящиеся под руководством и контролем правительства и вооружённых сил, с привлечением серьёзных учёных из разных сфер и весьма масштабными исследовательскими проектами. Не говоря уже о сотнях общественных организаций по всему миру, десятках выпускаемых журналов.

Франция, Англия, Япония, Китай, Австралия, Бразилия и многие-многие другие. Феномен НЛО носит глобальный характер, в том числе культурно-психологический.

Бум “летающих тарелок” пришёлся на конец 19-го и весь 20-й век. Что вовсе неудивительно, если присмотреться к историческим декорациям. Огромный научный прорыв, время ошеломляющих изобретений, шокирующие две мировые войны, гонка вооружений, начало космической эры. Политико-социальные, мировоззренческие, религиозные конфликты, экономические взлёты и падения – времечко было ещё то. Совокупность внешних факторов приводит к сильнейшему психологическому напряжению и порождает особую мифологию со своими образами врага: масонами, евреями, капиталистами, большевиками и империалистами, фашистами и т. п. А где есть враг, там человек пытается найти защиту от него. И на столь нестабильном мировом фоне человеческое сознание, минуя власти и земные организации, создаёт мифологический образ спасителя и защитника, устремляя мысли в небо, космическое пространство, где некогда и обитали боги и ангелы. И придаёт привычным архетипам современную форму.

“Нынешняя ситуация в мире как нельзя лучше способствует тому, чтобы возбудить надежду на явление внеземного порядка, разрешающее скрытые конфликты. Если подобная надежда и не формулируется слишком явно, то только потому, что в наше время уже никто, по сути, не придерживается философии прошедших веков, согласно которой вмешательство с неба принималось как нечто само собой разумеющееся. Мы уже достаточно отдалились от метафизической определенности, свойственной мировоззрению Средних Веков – но все-таки не настолько далеко, чтобы из историко-психологического фона нашей жизни смогли вытравиться любые метафизические надежды. В нашем сознании доминирует воля к рациональной ясности, презирающая любые “оккультные” тенденции, однако последние уверенно обнаруживают себя в сфере бессознательного.”

Карл Густав Юнг, “Один современный миф: о вещах наблюдаемых в небе”, 1958 год.

В ситуации, когда тему инопланетян стали обсуждать повсеместно, в научной и околонаучной среде возникает потребность в удобном языке для описания всех этих необъяснимых явлений. Весьма хорошим ответом на этот запрос стала книга знаменитого швейцарского психиатра Карла Густава Юнга “Один современный миф: о вещах наблюдаемых в небе”, вышедшая в 1958 году и связавшая современный контекст обсуждений НЛО с широким мифотворческим наследием прошлого, процитированная выше. Это весьма важная работа, как и последовавшая за ней в 1969 году книга франко-американского астронома, астрофизика, математика и уфолога Жака Валле “Паспорт в Магонию: от фольклора к летающим тарелкам”, которая в некоторой степени даже обесценила и лишила ореола уникальности появления НЛО. Ведь получалось, что это случалось уже не раз, и происходящее в 20-м веке уже происходило, и разница лишь в применяемых определениях.

undefined

Дж. А. Хайнек (слева) и Ж. Валле. 1978 год.

Несмотря на вполне научный дух этих работ, они привели к весьма ненаучной гипотезе палеоконтакта – возможного посещения в прошлом Земли разумными внеземными существами. Отличная почва для ещё большего полёта фантазии, которую к тому же неплохо удобряло само научное сообщество, стремившееся в это время оправдать необходимость отправки сигналов в космос с целью поиска внеземного разума. В 1965 году уже появляется термин CETI (Communication with Extraterrestrial Intelligence – “коммуникация с внеземным разумом”). Интересная деталь: позднее проект был переименован в SETI (Search for Extraterrestrial Intelligence – “поиск внеземного разума”), что подчеркнуло осознание того, что прежде, чем войти в контакт с кем-то, надо этого “кого-то” найти.

На этой ноте перейдём к контактантам – людям, вступающим в речевой, мысленный или иной диалог с представителями иных цивилизаций или получающим от них информацию – и психиатрии заодно.

Вообще, многие товарищи уфологи не сильно много уделяют внимания психолого-психиатрическому аспекту. Тем не менее, например, Союзуфоцентр в 90-е годы XX века провел клиническое и экспериментально-психологическое исследование 106 контактантов. Время обследования комплексного каждого контактера в среднем 3-4 часа. Был использован следующий набор тестовых психологических методик:

  1. Методика многостороннего исследования личности – русский модифицированный и нестандартизованный вариант американского теста ММPI, предназначенный для исследования как нормальной, так и патологической личности, а так же актуального психического состояния. Этот психодиагностический тест количественно оценивает психическое состояние, но не диагносцирует болезни.
  1. Методика «16 личностных факторов» – модификация теста «16 PI» Р. Кэттэлла для выявления ведущих личностных характеристик, детерминирующих поведение.
  1. Методика «Прогрессивные матрицы» Равена для оценки интеллектуальных функций, количественного определения способности человека к обучаемости, анализу, синтезу, абстрагированию.

Предварительная клиническая характеристика обследованных:

Здоровые-неакцентированные личности – не выявлено.

Здоровые акцентированные личности – 4 человека.

«Проблемные» — 102 человека, из них:

— шизофрения — 47 человек. Из них парафренный этап параноидной шизофрении – 16, периодические формы – 9, дефектное состояние с выраженными дефицитарными расстройствами – 10, дифференциально-диагностическими сомнениями о форме хронического душевного состояния -10 человек;

— психопатии – 40 человек. Из них параноидные формы – 24, истерические – 12, гипертимные – 6 человек;

— интеллектуальная недостаточность – 5 человек («индуцированый бред» );

— органические поражения ЦНС – 80 человек (церебральный атеросклероз, последствия травмы головы с потерей сознания и т.п.);

— циклотимия (маниакальная фаза) – 2 человека.

Но не стоит сразу после этого всех контактантов укладывать в ПНД. Некоторые специфичные исследования показывают, что статус психопатологии не может быть приписан всем людям, обладающим паранормальным опытом. Паранормальный опыт и способности, вообще, до сих пор остаются неизученными до конца (почти полностью) ни психологами и психиатрами, ни нейрофизиологами, ни философами и физиками.

В психиатрии для объяснения разного рода мистических состояний разработаны два синдрома: синдром Кандинского-Клерамбо (СКК) и синдром воплощенного присутствия (СВП).

Синдром Кандинского-Клерамбо включает в себя такие симптомы: псевдогаллюцинации, психические автоматизмы, бредовые идеи о воздействии и преследовании. Пациентам кажется, что их мысли доступны другим и изменены, эмоции и действия управляемы извне, непроизвольны.

Синдром воплощенного присутствия характеризуется ошибочным ощущением присутствия постороннего существа в непосредственной близости от больного, при ясном сознании, когда больной находится в одиночестве дома или в другом помещении. Реже подобное ощущение возникает на открытом пространстве. В некоторых случаях при контактах с НЛО наблюдается так называемый “сонный паралич”. Чувство присутствия постороннего при”сонном параличе” может возникать изолированно, при отсутствии визуальных, слуховых или тактильных галлюцинаций и является наиболее распространенным феноменом (до 80% всех эпизодов). Состояние, как правило, сопровождается сильными эмоциями и обычно ассоциируется со страхом и беспокойством. В более экстремальных случаях ощущаемое присутствие может иметь форму нападения с сопровождающими фиктивными чувствами удушения, избиения или даже изнасилования.

Вполне вероятно, что СВП испытывали и вы, котики. Но уберите пока лапки от антипсихотиков и транков.

undefined

Синдром воплощенного присутствия или нет?

Вот ещё про одно исследование, в котором приняло участие 480 не обращавшихся за медицинской помощью студентов медицинского вуза. Возраст анкетированных был в границах от 17 до 39 лет (средний возраст 19,9 года). В мероприятии приняли участие 124 (25,8%) юноши и 356 (74,2%) девушек. В анкету был включен пункт, оценивающий опыт «воплощенного присутствия». Предлагалось отметить пункт, если хотя бы однократно в жизни:

1) казалось, что рядом с Вами присутствует кто-то незримый. Вы этого присутствующего не видели и не слышали, и тем не менее было чувство, что Вы в комнате не одни (хотя на самом деле никого не было). Положительно ответил 191 (39,8%) анкетируемый;

2) боковым зрением (в углах глаз) Вы видели мимолетные нечеткие тени, или силуэты, или фигуры с неясными очертаниями. Если Вы пытались их разглядеть, они исчезали. Положительный ответ дали 164 (34,2%) студента;

3) при этом появлялось – на секунды – ощущение схватывания, прикосновения, касания, дуновения. Положительных ответов – 83 (17,3%).

Выполненное исследование показало, что СВП не является редким феноменом.

Верить ли в существование инопланетных цивилизаций в целом, и в их контакты с нашим голубым шариком и его представителями? Считать это исключительно культурно-социальным явлением, мифотворчеством? Следствием психологического напряжения или синдромом психических заболеваний? И, всё-таки, что скрывают власти!?

Муркнула вас. И как сказал Артур Кларк: «существуют две возможности: либо мы одни во Вселенной, либо нет. И то, и другое одинаково страшно».

Добавить комментарий