На старт, внимание, ПАНИКА
Итак, предновогодний рабочий завал закончился, и я наконец-то могу передохнуть. И, поскольку термины, уравнения и расчеты мне скоро сниться начнут, сегодня будем изучать исключительно практическое искусство спасения вашей жизни.
Не так давно автору довелось поучаствовать в эвакуации из самолёта по надувным трапам. Несмотря на то, что это была лишь демонстрация (сертификат типа сам себя не получит), даже на ней можно выяснить много интересного, о чем я вам сегодня и расскажу. Итак, позвольте представить вашему вниманию: как подготовиться к аварии на самолёте и не уехать в дурку.
Этап первый – на земле
1. Как истинные параноики, будем готовиться ко всему заранее, с самой покупки билета. Разумеется, никто не запрещает вам погуглить статистику, какие места в самолёте безопаснее всего, но аварии и катастрофы бывают разные( с большой кошки не даст соврать), поэтому выбираем те места, откуда проще всего сбежать. С этой точки зрения, чем ближе к дверям и проходу между кресел, тем лучше. Да, в иллюминатор на облака посмотреть не выйдет, зато выбежать получится куда быстрее. А у самых дверей ещё и места больше, и если ваш рост приближается к двум метрам, вам будет банально удобнее сидеть.
2. Эвакуация – это спринт с препятствиями до дверей в условиях паникующей толпы, и нам потребуется соответствующее снаряжение. В параноидальном идеале вы должны быть одеты в спортивный костюм и кроссовки (хотя я бегала в джинсах и ботинках, а другие “пассажиры” в сапогах, тоже неплохо). Ваша одежда должна быть удобной. Никаких узких брюк, корсетов и юбок. Забудьте про каблуки, обувь должна быть удобной. Если же вы используете трости, костыли, иные ортопедические конструкции, протезы, инвалидные коляски, вы эпилептик, аэрофоб, паникер и т.д. – следуйте п. 1 и возьмите с собой того, кто способен донести вас на руках в случае необходимости.
3. По нормативам на эвакуацию даётся 90 секунд при условии открытия половины дверей (либо правых, либо левых). Скорее всего, времени у вас будет гораздо больше, но будем исходить из наихудшего варианта. В случае эвакуации у вас, господа параноики, не будет времени собирать ноутбук со столика и доставать ручную кладь из-под ног. Все критически важные вещи, такие как документы, банковские карты, наличные деньги, ключи, телефон, необходимые лекарства складываем в поясную сумку продавца с рынка или карманы на застежках, надеваем на себя в аэропорту и не снимаем до приземления.
Этап второй – в воздухе
1. Первое, что необходимо помнить в самолёте – экипаж это заботливые боги. Они все знают, поэтому все слова бортпроводников и пилотов и все их действия нужно внимательно слушать и принимать как незыблемую истину. Если что-то непонятно, есть какие-нибудь вопросы (даже тупые) – зовём и просим объяснить до тех пор, пока не станет понятно. Если происходит что-то странное и непонятное – первым делом зовём бортпроводника. Кстати, у каждого посадочного кресла лежит памятка с правилами безопасности, ее тоже лучше прочитать и запомнить заранее, там много чего полезного.
2. Садясь в самолёт, посмотрите, где находятся ДВЕ ближайшие двери, и посчитайте, сколько до них рядов кресел. Бортпроводники могут не открыть какую-нибудь дверь при эвакуации, это нормально. Выберите одну из дверей приоритетной, но будьте готовы бежать в обе. В приоритете ближайшая к вам дверь. Если вы сидите по середине меж крайней (передней или задней) и средней (в середине салона) дверями, лучше бегите к крайней, там людей будет меньше (автор на этом лоханулась и встала в пробку, хе-хе). А ряды нужно считать для того, чтобы не пропустить двери в случае задымления и спасения ползком по полу.
3. Ручная кладь на коленях – зло, она вас тормозит. Ручная кладь в ногах (не под сиденьем и не в верхнем ящике) – зло^2, она тормозит вас и всех, кто сидит по соседству с вами. Ручная кладь в проходе – зло^3, она всем мешает, провоцирует пробки и свалку в проходе. Вы же не хотите поучаствовать в куче-мале в горящем самолёте?
4. Вы должны быть пристёгнуты. Пока вы находитесь в кресле, ремень должен вас держать. Ослабьте, если он мешает, но он должен быть застегнут. Если не понимаете, зачем и нахрена оно надо, то почитайте, что происходит с пассажирами в турбулентностях, при аварийной посадке и при разгерметизации самолёта (вот, например https://vk.com/wall-162479647_564345). А заодно несколько раз пристегните и отстегните ремень, чтобы привыкнуть. Многие пассажиры в случае стресса пытаются по привычке отстегнуть ремень как в автомобиле, и это может стоить жизни.
5. Если вы летите вместе с кем-то дееспособным, убедитесь, что он понял и готов делать все перечисленное. Или не убеждайтесь, если вы не близки, своя шкура всегда дороже как-никак. Если вы летите с кем-то недееспособным (ребенок/инвалид/домашний любимец), то помните, что вы – единое целое и что вы несёте за него всю ответственность.
6. Во время взлета и посадки вы должны быть полностью одеты, обуты и с необходимыми вещами. Именно эти этапы являются самыми опасными в полете, и вы должны быть готовы вскочить по первому сигналу бортпроводников. Да и во время крейсерского полета не стоит сильно раздеваться, хоть и очень хочется.
Этап третий – после аварии
1. НЕ ПАНИКОВАТЬ. Это самое сложное и самое главное. Слушайте бортпроводников и не пытайтесь геройствовать, это не ваша работа, помните, холодный рассудок спасает жизни.
2. Не пытайтесь выпрыгнуть в дверь сразу после ее открытия – до земли несколько метров, а трапу нужно время, чтобы надуться. И да, трапы это не воздушные шарики, они могут машину смять пока надуваются.
3. В очереди к трапу периодически оглядывайтесь – возможно, у другой двери людей уже не осталось. А у самого трапа ни в коем случае не тормозите – просто шагайте дальше в дверь, трап мягкий и удобный, к нему не нужно примериваться как к горке. Ну и да, сзади стоящим ваша нерешительность может стоить жизни.
4. Съехав с трапа, сразу отбегайте – за вами уже летит следующий пассажир, в лучшем случае он влетит вам ногами в спину, в худшем – вы спровоцируете свалку с переломами у трапа.
5. Держитесь на безопасном расстоянии, но при этом недалеко от самолёта, бортпроводники вас потом соберут и окажут необходимую помощь, да и спасателям найти толпу проще, чем кучу гуков, разбежавшихся по окрестностям. А ещё не стоит курить, вполне возможно, что вы стоите в луже керосина.
Ну вот, дорогие параноики, вы прослушали краткий курс по безопасной эвакуации из современного авиалайнера. Я очень надеюсь, что эта информация останется в вашей голове навсегда и никогда вам не пригодится. Приятных вам полетов.