Цикл о Томасе Эдисоне, часть 3: Электромобиль

0

Продолжает цикл – электромобиль. Да-да, Эдисону был не чужд этот продукт, несколько обогнавший свое время

«Электричество – это вещь. Не гудит, нет сложно передвигаемых рычагов, безопасно, не зловонно, как бензин и никакого шума», – Томас Эдисон.

Как ни странно, но электромобили появились раньше бензиновых. Сначала были паровые машины, потом бензиновые, и вот в промежутке человек, как существо, стремящееся к комфорту, придумал электромобиль. Они были бесшумные, лёгкие в управлении, не требующие постоянного обслуживания, но дорогостоящие с небольшим запасом хода (где-то 40-60 км). Но последнее, скорее, небольшое неудобство, по сравнению с шумными и пыльными “кочегарками” на колёсах. Известно, что к 1900 году 28% всего транспорта в Америке было электрическим. К сожалению, точную цену на электромобили узнать не удалось, так что придётся поверить на слово: денег на них хватало только у состоятельных людей. В конце концов появился специальный сервис, который всего за 35 долларов в месяц каждый вечер забирал вашу машину и отгонял ее в специальный гараж, где ей меняли батареи, мыли и проверяли подвеску, а после — доставляли обратно.

Томас не мог стоять в стороне. Целый изобретательский пласт мимо проходил, и вот в 1895 году в его лаборатории собирают первый опытный экземпляр. А сам Томас Эдисон начинает активно покупать образцы различных электромобилей — в основном для того, чтобы понять, что там можно улучшить или как упростить жизнь среднего потребителя. Например, однажды он понял, что зарядка батарей автомобиля должна быть доступна и проста, так появилось зарядное устройство Эдисона.
Позже Эдисон занялся изобретением различных аккумуляторов, то есть искал доступный вариант емкого аккумулятора с небольшим весом. Детищем этого поиска стал железо-никелевый аккумулятор. Далее уже совместно с Генри Фордом Томас дорабатывал электромобиль. Таким образом решалось сразу две проблемы: испытание прототипов и изобретение первых дальнобойных электромобилей.
Сам Генри Форд так отзывался об их сотрудничестве:

«Надеюсь, что через год мы начнем производство электромобиля. Я не люблю говорить о вещах на год вперед, но хочу рассказать вам кое-что о моих планах. Дело в том, что мы с мистером Эдисоном уже несколько лет работаем над созданием дешевых и практичных электромобилей. Они были сделаны в порядке эксперимента, и мы удовлетворены тем, что путь к успеху очевиден. Проблема электромобилей заключалась до сих пор в создании аккумуляторной батареи небольшого веса, которая могла бы работать на больших расстояниях без подзарядки. Мистер Эдисон уже некоторое время экспериментирует с такой батареей».

Да, Томас Эдисон мечтал об электромобилях, которые могут преодолевать на одном заряде 160 км и будут доступны всем жителям его родины, а еще об общественных зарядных устройствах! Но зарядные устройства так и остались недоработанными, а с сильным удешевлением бензина и усовершенствованием ДВС электромобили утратили былую популярность. При этом изобретенные Эдисоном аккумуляторы успешно использовались в автомобилях с двигателем внутреннего сгорания. Так, фирма Форда ставила их на свои автомобили до конца 30-х годов.

Был и еще один критерий того, почему электромобили Эдисона не стали пользоваться успехом. Томас считал, что все, что работает на электричестве, должно подключаться в розетку с постоянным током, обслуживаемую компанией Edison Illuminating Company. Никак дядька не хотел мириться с уже приближающимся переходом на переменное электричество, поэтому и зарядки, и его автомобили работали на постоянном токе, да и продавались только в тех штатах, которые им активно пользовались. Честно сказать, автомобили-то так и работают на постоянке даже в современном мире. Связано это с тем, что трехфазную систему переменного тока было сложно реализовать на практике, так как к экипажу транспортного средства получалось подвести только одну фазу. И к тому же аккумуляторы не могут вырабатывать переменный ток, поэтому все автомобили заточены именно под постоянный. Так война токов, подробнее о которой в следующей заметке, и была выиграна на этом поприще.

Часть 1, вступительная
Часть 2, промышленные лаборатории

https://patents.google.com/patent/US274292 – патент на аккумуляторные батареи Эдисона.

Добавить комментарий