Античный шёлковый путь
Вчера г-н Викторов разместил данную заметку (vk.com/wall-162479647_124580) с рядом спорных утверждений о Шелковом Пути (тем не менее имеющих право на жизнь в рамках научной теории) и мне есть, что сказать по этому поводу. Действительно, Великий шёлковый путь есть продукт систематизации знаний о прошлом историками 19 века – требовалось как-то назвать явление, которое просуществовало почти 2 тысячи лет и было во многом беспрецедентным в истории человечества. Но факт появления названия у явления только в 19 веке, ничуть не отменяет самого факта его существования.
К 130-му году до н.э. династия Хань наконец смогла собрать заново после длительной междоусобицы Китай и вломить совсем распоясовшимся хунну, терроризировавшим северные провинции. Стабилизация внутреннего и внешнего положения, вкупе с разорением после войны, требовали финансов для восстановления, а установление плотного контроля над северной границей степи, открыло для китайцев горные перевалы, ведущие в Среднюю-Азию. Решив, что только торговля спасёт эту страну Император послал своего сановника Чжан Цяня на запад, разведать саму возможность этой торговли с западными варварами. Добравшийся до Бактрии Чжан установил три важные вещи: 1) ни в одной из посещённых им стран не знают секрет получения шёлка, а значит, торговля этим материалом может принести значительную выгоду; 2) через Среднюю Азию идут устойчивые торговые маршруты в Индию и на запад; 3) из Средней Азии можно поставлять хороших степных кобыл, а с запада арабских лошадей – маст хэв для армии, постоянно сражающейся с кочевниками. Получив эти сведения стало ясно – торговле быть!
Поднебесная империя споро взялась за организацию караванного маршрута на запад – мощная приграничная армия зачистила земли западного Китая от кочевников и уже в 121 году до н.э. первый караван отправился в путь. Для обеспечения безопасности маршрута от кочующих севернее в Великой степи племён китайцы сооружали крепости, дозорные башни и путевые станции. Более того, действуя методом кнута и пряника, они смогли вассализировать среднеазиатские государства на пути маршрута вплоть до границы мощного Кушанского царства. Китаю вообще повезло, что к I веку до н.э. на маршруте пути сложились мощные централизованные государства, способные защитить его от набегов кочевников. Стабильные и безопасные маршруты – это мощнейший стимул для торговли. И торговать было чем.
Особенностью античной торговли по шёлковому пути было то, что все крупные государства, находящиеся на маршруте, имели +/- одинаковый уровень развития, а значит торговля оружием, доспехами или другими технологиями тогдашней «высокой» степени передела была скорее экзотикой, нежели идеей для бизнеса (если для варваров германцев заполучить римский меч или доспех было пределом мечтаний, то вот римлянин посмотрел бы с недоумением, если бы ему предложили индийский или китайский доспех – а наше чем хуже?!). Поэтому торговля осуществлялась в основном товарами, которые либо вообще не встречались в выбранной стране, либо были в дефиците.
Как я уже сказал выше для Китая таким товаром экспорта был шёлк – лёгкую, прочную ткань, которая быстро пришлась по душе аристократам за свои качества (согласитесь, что переодеться из хоть и мягкой шерстяной туники в тунику из шёлка, сродни стать другим человеком). Но глупо думать, что китайцам ничего не было нужно взамен. Отнюдь. Китай импортировал:
из Средней Азии – степных лошадей, хлопковую ткань (не растёт в Китае), шерстяную ткань (высокой выделки) и главный атрибут любой советской квартиры ковры;
из Индии – драгоценные камни, в особенности нефрит, специи;
из Аравии – арабских лошадей.
Хуже всего было Европе, а точнее Риму. Познавшие в ходе завоевания средиземноморья вкус к роскоши, римские нобили считали необходимым иметь изделия из шёлка, как символ престижа. Проблемой было то, что самому Риму, да и Европе в целом, нечего было особо предложить. Китайцы оказались заинтересованы в сельскохозяйственных культурах, не встречающихся в самой Поднебесной, таких как, виноград, морковь, лук, огурцы. Проблема заключалась в том, что при существовавшей логистике доставка этих продуктов была просто нереальна – груз просто испортится. Поэтому закупался семенной материал. Вероятно, некоторое время такая торговля была выгодной, но как только китайцы освоили эти культуры, единственное что мог предложить запад за товары были золото и серебро. И такое положение вещей останется до самого конца существования Пути.
Так как к середине I века до н.э. все конечные точки маршрута оказались в руках Рима, для сынов Вечного города встал насущный вопрос – как лучше торговать? Не стоит думать, что Путь был одним единым маршрутом, отнюдь – это был коридор с целой серией маршрутов, выходящих из Китая и сходящихся в Бактрии, чтобы потом снова разойтись на юг в Индию и на запад через Парфию к Средиземному морю. Выбор более северного равнинного маршрута или более гористого южного обуславливался обычно текущей обстановкой с набегами из степи и жадностью самого торговца. Каждый условный маршрут пролегал через череду торговых станций и городов, которые обеспечивали торговцев всем необходимым в пути. Так как отношения Рима с Парфией большую часть существования этих государств были либо «на грани войны», либо «война», то говорить о постоянной торговле через Парфию было проблематично (в период мира караваны естественно шли, а вот в ходе войны торговля вставала). Решалась эта проблема двумя путями. Либо торговля по северному маршруту через Кавказ и большую степь в обход Парфии. Маршрут этот был опасный из-за возможных нападений кочевников, но позволял обойти с севера недружественную Парфию.
Либо гораздо более интересный маршрут – через Красное море, вдоль Аравии в Индию и оттуда уже по суше через Гиндукуш в Бактрию и Китай. Маршрут этот появился ещё в начале I века до н.э., когда индусы каботажники (тип плавания, когда берега всегда остаются в поле зрения), сумели достичь Красного моря. Это событие открыло небывалые перспективы – морская торговля была гораздо выгоднее и удобнее, так как один корабль мог вмещать столько же груза, сколько целый караван. Была правда одна проблема – арабы. Эти сыны песков, прохавав насколько выгодна торговля с Индией, быстренько захватили второй берег Баб-эль-Мандебского пролива и стали пиратить любые неарабские корабли, устанавливать дикие пошлины и заставлять торговать с Индией только через них. Проблему эту пытались решить сначала египтяне Птолемеев, захватив нынешнее Сомали (2000 лет, а ничего в регионе не изменилось) и Эритрею, но окончательно (на 2 века) её порешали римляне, тупо захватив Аравию. Поставив под свой контроль этот маршрут римляне получили прямой путь в Индию, по которому в год ходило порядка 200 кораблей.
Но прямая торговля не привела к широким культурным контактам между Индией и Римом – для работы торговой фактории много людей не нужно, а переселение и колонизация столь далёких земель была явно за рамками понимания простого римлянина. Тем не менее определённое проникновение культур происходило – именно через торговые суда в Индию проникли иудеи, бежавшие после Иудейской войны, и христиане, но они не были, да и не могли стать какой-то значимой силой. Ещё хуже обстояли дела с Китаем. Неизвестно были ли китайские или римские торговцы, прошедшие весь путь из конца в конец, но видится это маловероятным. Античная торговля по большей части велась до границы сопредельного государства, где сбывался товар – это позволяло совершить больше таких ходок, а значит и гораздо больше заработать. В случае же с Китаем торговцу необходимо было пройти через два государства, с чуждыми культурой и языком и всё это ради того, чтобы получить чуть большую маржу, но потерять при этом бездну времени.
Известно, что обе империи во II веке нашей эры знали друг друга, признавали равными и даже обменялись посольствами, но вот больше ничего об их взаимодействии неизвестно. Китай был всё же слишком далеко. Пик торговли по Великому Шелковому Пути пришёлся на II век н.э., после чего почти синхронно в аутизм из-за гражданки впадут Китай (период троецарствия) и Рим (кризис III века), из степи в это же время попрёт всякая нечисть, которая снесёт торговые города Средней Азии, сделает невозможным прохождение караванов по маршрутам и тем самым похоронят Путь. Только арабское завоевание и подчинение Средней Азии позволит восстановить маршрут, но это уже будут совсем другие времена.
На карте 1 – схема основных торговых маршрутов Пути;
На карте 2 – античные морские пути из Египта в Индию.