Белая революция Шаха и народа Ирана

0

Где-то через неделю (я надеюсь) выйдет моя статья про репрессии в армии Ирана после революции. И я тут внезапно понял одну забавную штуку – собственно главной причиной всех этих репрессий были чудовищное разделение иранского общества и огромное количество накопившихся противоречий. Причём это был совсем не “двухполярный” внутренний мир – то есть не просто светские и религиозные или, например, богатые и бедные. Всё было несколько сложнее.

Вот про это самое разделение в иранском обществе и о его причинах мы сегодня и поговорим.

Для того, чтобы лучше понять, откуда вообще пошла вся эта исламско-революционная история, хотелось бы более подробно остановиться на двух важных событиях в новой истории Ирана. Первым, без сомнения, будет так называемая “белая революция шаха и народа Ирана”.

Революций в Иране было великое множество. Белая отличалась одним важным моментом – она была практически бескровной. Точнее, она должна была стать таковой, но всилу крайней безграмотности её реализации, она стала ключевым событием, приведшим (в конце концов) к революции исламской. О чём вообще речь?

Исторически, Иран середины 20 века – это (в первом приближении) архаичное, феодальное и аграрное государство. Слова “феодализм” на фарси нет (на сколько я понимаю) – точнее, есть заимствование, которым принято называть феодализм европейский. При этом ситуация была схожая – богатые иранцы натурально “владели землёй”, а классические феодальные порядки в деревне были окончательно отменены только во время незабвенных реформ Мохаммеда Мосаддыка в начале пятидесятых годов (он ещё, до кучи, национализировал запасы нефти, за что и был свергнут).

Собственно идея революции была достаточно простой – у нас есть море нефтяных денег, давайте за счёт них проведём ускоренную индустриализацию, построим инфраструктуру, школы, больницы, и будет нам счастье и благополучие. А для начала – если старая “элита” будет протестовать – то окей, мы просто распустим этот никому не нужный парламент-меджлис. Казалось бы, идея благая. Так почему всё пошло наперекосяк? Да просто потому, что все реформы оказались “половинчатыми”.

Шах очень хотел сделать из отсталого Ирана такую новую Швейцарию в декорациях империи Кира Великого. Деньги не были проблемой. Проблемой было то, что он, судя по всему, не вполне хорошо понимал страну, которой управлял. Вообще, очень сложно кардинально реформировать общество, не нарушив сложившийся “баланс сил” – это обычно требует большого таланта и умения договариваться. Таким путём, например, десятилетием раньше пытался идти Мохаммед Мосаддык. Но главный провал шахской революции был в другом – по-сути, реформы совершенно не касались политической сферы. То есть попытка реформировать экономику, образование, медицину – были, но сопровождались они чудовищным “закручиванием гаек” в политике. Но пойдём по порядку.

Начнём с аграрной реформы. Идея была простой – в конце 60-х годов большинство крестьян работало на земле, которая принадлежит “феодалу”. Если дать крестьянину землю – он будет работать лучше. Самое смешное, что поначалу эффект был неплохим – деревенские “кооперативы” действительно получили свою землю, трактора и прочее счастье. Проблема была в том, что все эти крестьянские хозяйства не пережили экономическую “бурю”, возникшую от последствий других реформ шаха, и в итоге отдали свои земли – только теперь крупным агрохолдингам. А их бывшие владельцы пополнили армию сторонников Хомейни.

Едем дальше. Экономическая политика. Судя по всему, экономика страны шаха не интересовала и он просто не понимал, как она вообще работает. Иран – государство-рантье, имеющее огромные доходы от экспорта энергоносителей. Фактически, в страну постоянно шел приток огромных средств, которые шах тратил внутри страны на свои мегапроекты. Растущие государственные расходы породили гиперинфляцию – в какой-то момент она начала стабильно “пробивать” потолок в 20%. Представители иранского ЦБ несколько раз предлагали шаху что-то с этим сделать … шах просто предлагал им расслабиться и не заморачиваться, и вообще давайте лучше поговорим о ядерной программе и величии новой страны.

Вместо борьбы с причинами гиперинфляции шах предпочёл бороться с ростом цен путём их регулирования. Как говорит нам микроэкономическая теория, это плохой путь – он приводит только к товарному дефициту. Сторонники шаха объявили, что причина роста цен – жадность отдельных мелких предпринимателей, представителей иранского “базара”. Вообще, “базар” в Иране – это такой отдельный интересный термин, который по-сути описывает всю совокупность рыночных отношений в мелком и среднем предпринимательстве, да и вообще в несырьевом секторе. По-сути, это такая немного архаичная восточная структура, конгломерат множества продовцов и покупателей, регулируемый не столько формальным законом, сколько исламским правом и традицией. И вот когда сторонники шаха, ведомые праведным гневом, пришли на этот базар с палками и попытались этими самыми палками “регулировать” цены – всё и завертелось.

“Базар” был оторван от традиционной финансовой системы – он был в значительной степени “привязан” к традиционному исламскому праву. Споры часто было принято решать не в суде, а у авторитетного исламского духовенства. По-сути, ударив по “базару”, шах гарантировал имаму Хомейни поддержку огромного числа людей. И если вы думаете, что вполне объективная критика шаха могла привести к чему-то хорошему … нет, этого не было. САВАК очень внимательно следила за любыми проявлениями нелояльности. Фактически, шахский Иран был ужасным авторитарным полицейским государством, с населением, жившим в бедности, с элитами, оторванными от жизни своего народа, чьи дети как правило учились в лучших университетах Европы, а сами они смотрели на своих сограждан весьма свысока. Основой экономики Ирана был экспорт углеводородов – как я говорил выше, он же стал её основной проблемой.

В конце концов, представители САВАК в приказном порядке заставили иранских экономистов “рисовать” красивые цифры отчётности для своего руководства. Ни к чему хорошему это привести не могло.

Пожалуй, единственным лучом света в море реформ разной степени провальности была реформа образования. Действительно, количество учеников школ выросло в десятки раз, студентов колледжей – в сотни. В стране появилось огромное множество новых университетов, тысячи иранских студентов отправлялись за границу. Казалось бы – успех! Но в отсутствии политических свобод вся эта толпа “вестернизированных” студентов возненавидела шаха, выйдя на улицы и слившись со сторонниками исламского духовенства и иными пострадавшими от действий шаха.

К концу “белой революции” в Иране сложилась удивительная картина. Шаху невероятным образом удалось стать объектом ненависти как огромной образованной прослойки, требовавшей политических свобод, так и огромной части “традиционного общества”, по которому реформы ударили наиболее болезненно. В итоге, всё это приводило к нарастающим протестам и в конце концов привело к краху иранского режима.

Но об этом мы ещё поговорим

Добавить комментарий