Есть представление, что в античные времена “работают рабы”

0

Есть представление, что в античные времена “работают рабы”. А типичный латин ходит туда-сюда, читает речуги всякие, философствует и иногда воюет. И больше ничем не занят.

Это, канешно же, не так. Римляне были очень хозяйственными ребятами, ониж в основном селюки. Города как торгово-ремесленные центры это уже Средняя Республика, после Пунических. А до этого они веками сапали грядки, растили брюкву и пасли овец. Тоесть были такими хозяйственными мещанами, чем очень от хитрожопых греков отличались. Институт частной собственности процветал. Они и царей-то грохнули из-за посягательства на неё, родимую.

Крч, физический труд это не зашквар, а самый настоящий положняк. Ещё Катон Цензор (который “Карфаген должен быть разрушен”) писал трактаты про выращивание овощей и работу в полях. Как надо грядки пахать, рабов своих натаскивать и быт налаживать. Над ним, канешн, посмеивались, как над ретроградом, но это середина второго века уже. Когда Республика раскинулась на трёх континентах. И ретроградство тут было в том, что человеку его уровня надобно писать не про огороды, а про муниципалитеты, тоесть он застрял на десяток этажей пониже своего реального статуса. А не за саму идею пойти и грядочку покопать, капусточки вырастить. И, собственно, это отношение к труду с ними останется весь республиканский период.

Даже когда рабов станет просто до ебене матери.

Раб ведь это что? Это полуживотное-полустанок, по большей части. Они тупые как пробки и сами, без мудрого руководства, способны только жить в лесу и молиться колесу. И их надо грамотно пристроить к делу. Тоесть, этому станку нужен оператор, который будет на нем работать. Для чего оператору нужно отлично понимать, какой должен быть результат работы и как её нужно выполнить.

Римляне, крч, работали на рабах в прямом смысле. Те были для хозяев как дополнительные руки, способные пахать от забора и до обеда. При этом сами по себе они ещё и животные, тоесть их надо воспитывать и держать в узде, а то покусают. И там целая наука была, как им волю подавлять, как с ними обращаться, что делать, что не делать. Крч, отношение было как к полезной в хозяйстве, но норовистой скотинке.

Что забавно, сюда была подведена целая философская доктрина. По которой рабы – счастливые ребята. Это свободному латину нужно чет думать, суетить, нервничать. А раб чё, тебе сказали делать – ты делаешь, вот и весь геморрой. Ноль нервотрёпки и головняков, разгребай говно целыми днями, а потом отдыхай. И так каждый день.

При этом толковые рабы иногда поднимались очень высоко. Раб эт твоя собственность, с которой ты можешь делать чё угодно. Он тебя в принципе предать не может, по местным меркам. Для него это самоубийство. Поэтому ему можно полностью доверять, например, в делах финансовых. Так особо прокаченные рабы могли рулить огромными латифундиями, где сапали грядки тысячи рабов. И свободных людей. Томушта раб в данном случае не просто раб, а фактически продолжение хозяина и может говорить от его имени. Тоесть он в плане принятия решений выше всех на вверенном ему объекте. И спокойно может рулить простыми свободными батраками или клиентами своего шефа.

А ещё несомненный плюс раба в том, что он может быть специализирован. Этож очевидная схема. Вот нам нужен резчик по мрамору. Кто им будет? Свободный гражданин? Нет конечно. Свободный он на то и свободный, что себе на уме. И времени у него нет, чтоб лет пять мрамор колупать и руку набивать. А вот раб такое себе позволить может. Он же скотинка без собственной воли, ему по жизни ничего не надо. И вот его берут лет в десять и отправляют учиться на резчика к мастеру (тоже рабу, скорее всего). Ребенок лет за пять прокачается и можно его потом лет двадцать активно использовать в работе. А он прокачается, так как это его единственный приоритет в жизни – мрамор резать так, чтоб хозяин сказал “малаца”.

И так во всех профессиях, где требуется набивать навык годами. Туда ставили рабов, по вышеизложенным причинам. И они были эффективнее свободных граждан. Отсюда и миф, что только рабы и работали. Тогда как правильнее сказать, что только рабы были специалистами. А свободный гражданин, в силу специфики своей деятельности, неизбежно приходил к универсальности. У него просто не было пяти лет, чтобы мрамор колупать, он занят хозяйственной жизнью в широком смысле. Собственностью управлял, в обществе реализовывался, схематозы всякие мутил, иногда в армию отбывал или по делам.

Например, современный шлифовщик на заводе это типичный раб-специалист. Который въебал на прокачку навыков 5-10к человекочасов и теперь с закрытыми глазами может детальки обрабатывать. А вот разнорабочие всякие, которые канавы копают, вполне могут быть свободными батраками, которых наняли на усиление за еду и копеечку. Просто тогда сама система хозяйствования была выстроена так, что неквалифицированного труда надо было много, а специалисты были нужны в небольшом количестве. Поэтому мы и видим здоровенные римские колхозы, где сотни тысяч безвольных рабов занимаются низкоквалифицированные работой. И на их фоне полностью теряется как небольшая по численности прослойка рабов-специалистов, так и труд свободных граждан, которым тоже вспахивать приходилось с утра до ночи.

Но можно быть уверенным, что еслиб каким-то хреном Римский Мир дохромал бы до промышленной революции в обнимку с рабовладельческим строем, то всё отличие раба от свободного батрака былоб в двух пунктах:
1. Ты не можешь уволиться со своего завода, томушта ты его собственность.
2. Если ты тупой или ленивый, то тебя можно пиздить палками.

И всё. В остальном ты точно также живёшь в бараке и работаешь за еду, как и твои свободные коллеги. Может даже лучше себя чувствуешь, томушта в силу вышеизложенного ты более ценная рабочая единица.

Добавить комментарий