Империя лицемерия
Недавно я затронул тему присмотра Императора за наместниками при помощи клиентеллы его рода из-за отсутствия сильной бюрократии (vk.com/wall-162479647_143998, она же https://catscience.ru/notes_catx2/catnotes/imperiya-straha/). Но рассказать о костылях, на которых держалась Империя, пока формировались новые институты, но не рассказать, а как вообще она управлялась, неправильно. Поэтому представьте себе снова, что Вы – Император Гай Юлий Цезарь Октавиан Август, и Вам надо управлять вашей обширной империей, а старые республиканские институты уже не работают. Как управлять Империей в таких условиях? Для начала – забудьте о том, что Рим – это про институты управления государством, “закон суров, но это закон” и т.п. Институты были при Республике, тогда же они сгнили и перестали работать. Законы? Ха, не смешите мои калиги – закон существует и суров только для тех, у кого под рукой нет армии. Цезарь заставил римлян уважать его законы только угрозой утопить город в крови, не прямой, а просто по факту, что у него есть армия, а у Сената и его противников уже нет.
А как же комиции, плебейские трибуны и другие атрибуты демократии? Ну, с момента начала гражданских войн именно атрибутами они и остались – тот, кто в городе командует, тот и заставляет голосовать нужным образом. Нужное решение всегда можно продавить силой или угрозой её применения. А если учесть, что сами комиции формально объединяли всех римских граждан, т.е. имеющих римское, а не латинское гражданство, а принимало в них участие только население самого города да ближайших окрестностей, то запугивать нужно было не столь и многих. Единственная проблема – оно всё равно не работает. Сенат даже после чисток грызётся внутри за власть и распределение провинций, а сенатор, дорвавшийся до управления армией, тут же становится новым варлордом, народное собрание готово постоянно перерасти в драку или бунт, магистраты, получив пост, стараются набить карманы, пока их с поста не сняла новая власть, наместники делают всё то же самое, но ещё могут и армию на бунт подбить. Короче, надо было что-то менять, иначе Республика коллапсирует. Снести всё и отстроить заново было нельзя – не предложив какой-то новой системы без старой всё государство в миг развалилось бы. Поэтому пришлось отсекать лишнее, урезать неэффективное, лепить костыли и выстраивать рядом новое.
В первую очередь требовалось не допустить появления новых варлордов, так как главное, что стало ясно в ходе гражданки – у кого армия, тот и власть. А армия в руках у того, кто обеспечивает её деньгами. Связка “деньги-армия-власть” и стала государственнообразующей, а потому во главе её должен был стоять единственный человек – Октавиан. Предшественники решали вопрос просто – становились диктаторами с неограниченной военной и гражданской властью, но диктатура – игрушка дьявола. Диктатор назначался Сенатом, а значит Сенат и мог её лишить или не дать, что при пересменке власти могло привести к госперевороту и новой гражданке. А Октавиан стремился этого всеми силами избежать. Поэтому требовалось обеспечить самое главное – прямую передачу военного империя от Октавина к наследнику. Империй давал верховное главнокомандование над всеми войсками, формально, ставя его обладателя – Императора – выше любого другого военачальника. Но это была чисто военная власть, позволявшая руководить войсками, её хватило бы чтобы обеспечить переход власти, но вот чтобы сделать его гладким требовалась должность гражданская, позволяющая взять под контроль финансирование армии.
И вот тут был тонкий момент. Сбором налогов занимаются наместники, назначаемые Сенатом, распределением средств занимается сам Сенат. Разогнать его нельзя, так как это чревато бунтом аристократии, пусть лучше глотки друг другу в нем грызут, нежели Императору. А значит, надо поставить Сенат под контроль, нейтрализовать любую возможность использовать закон против Императора. Решение, как всегда, было у всех на виду – Император объявил себя защитником народа – народным трибуном с правом вето на любое решение Сената. Должность передавалась от Императора своему наследнику, который мог спокойно ветировать любые попытки Сената всё переиграть. Казалось бы – контролируя армию можно спокойно плевать на законность, но стоит помнить, что это для нас Рим – Империя, а для самих италийцев Республика была всё еще живее всех живых. Ну, немного подрихтовали её, обновили, но это всё ещё она. Поэтому при любом споре с Сенатом Император аппелировал не к армии, а к народу и законности. Лицемерно? Безусловно, но после эпохи гражданских войн такое поведение людям нравилось, давая чувствовать, что они снова влияют на политику.
Хорошо. Армия у нас в руках, трибунские полномочия висят дамокловым мечом над сенаторами, а значит они выполнят последнюю, самую важную, формальность – выдадут большой или проконсульский империй, позволяющий управлять любой провинцией. Сверху всё это полировалось титулом Принцепса Сената – первого среди равных. Именно, что титула, так как реальных полномочий за ним не было, но набор из военного и гражданского империя, не привязанного к нему, и обеспечивали власть Императора. Для закрепления успеха Император брал себе ещё и пару магистратур, например консулат, чтобы всё выглядело правильно в глазах народа. Всё, у Вас на руках флеш рояль.
Проконсульская власть позволяет Императору управлять сбором налогов. Нет, самим сбором всё еще занимаются назначаемые Сенатом наместники, но вот в Риме собранные деньги учитываются сенатским квестором, а распределяются уже Императором, как исполнительной властью. Не лично, конечно. Объём полномочий, которые были у Императора, слишком велик для одного человека. Согласитесь сами, что не будет Октавиан сидеть и пересчитывать каждый сестерций, присланный из провинций, а потом лично разбивать на кучки, кому и сколько денег передать. Поэтому решение было взято опять же из старых добрых республиканских практик – делегирование части своего империя другим людям. Практика старая, как и сам Рим, но действенная. Октавиан отдавал малую часть своих полномочий специальным чиновникам – префектам, каждый из которых занимался одной конкретной административной задачей. Ни у одного перфекта не было полноты власти в своём вопросе, и в конечном итоге всё упиралось в Императора. Но, в чём прелесть, от них особого сводомыслия и не требовалось – узкий круг чисто управленческих рутинных задач, всего лишь винтики, исполняющие волю Императора. И пока этот механизм занимался частными проблемами, Император мог заниматься делами более общими.
Естественно, что все созданные префектуры занимались двумя единственными вопросами – вопросами обеспечения армии и администрированием налогов. Данная система выстраивалась параллельно с существующей сенатской, при этом не отменяя её. Формально, выделением и распределением средств ведал Сенат, но по факту деньги были в распоряжении дворца и именно Император решал окончательно куда и на что их тратить. Гениальная схема – на верху всё схвачено и деньги идут куда следует. Осталось только наладить сбор денег в провинциях, а точнее контроль за наместниками в этом важном мероприятии. Про контроль со стороны клиентеллы императорского рода я уже писал. Он был неформальный, скорее раздражающий фактор для наместника, с которым тем не менее стоило считаться. Но, существовал и вполне официальный – прокураторы. Они могли как сами управлять небольшими территориями в качестве наместника, как например в Иудее, так и состоять при оном, как контролёр сбора податей. Естественно, что и клиентелла, и прокураторы всего лишь контролировали работу наместников и не могли её как-то перехватить без приказа самого Императора. Республика-с, ничего не поделаешь, приходится соблюдать всякие формальности. Но даже так, эта система была много эффективнее старой республиканской.
Оставался последний вопрос – как обеспечить верность этих самых префектов и прокураторов? Да довольно просто – должности должны исполнять люди, зависимые от Императора. Вольноотпущенники отлично подходили на эту роль – они были частью рода Императора (условно) и их положение в обществе зависело только от него. Почти идеально. Воровать, конечно, им это не мешало, но если вспомнить, что половину своего имущества вольноотпущенник должен был завещать своему господину, то и сойдёт. При Октавиане таких вот чиновников было не больше нескольких десятков. Республиканские магистратуры всё ещё играли свою роль, но уже ко времени Северов счёт чиновникам двора пойдёт на сотни, а деятельность префектур охватит почти все сферы жизни общества. И только кризис III века окончательно избавится от республиканских пережитков, а Диоклетиан окончательно оформит бюрократический аппарат. Но это только 3 века спустя, а пока Римская Империя вступала в эпоху своего золотого века, лицемерно притворяясь Республикой.