О богах и римлянах 1
Привет, котаны! Существует довольно распространенное заблуждение, что римляне были не очень религиозны. Связано это заблуждение вероятно как с тем, что они не создали более менее развитой мифологии для своего пантеона, так и из-за более позднего заимствования ими греческого пантеона богов со всей их мифологией и переложения его на богов римских. Но так ли это?
На самом деле нет. Римляне, как и все античные общества обладали так называемым мифологическим сознанием – это когда проще объяснить явление волей духов/богов чем допытываться до его природы. Такие верования рождались из примет и суеверий (если помолить духов перед грозой, то в тебя не попадет молния; сосед забил козу перед севом и кровь впиталась землей, а после этого у него был необычайно большой урожай – тут точно есть связь; если над тобой пролетели две черные вороны, то это не к добру, так как сосед после такого утонул и т.д.). Основанные на смеси ложных и верных предпосылок и выводов такие верования свойственны любому обществу, стоящему на довольно низкой ступени развития. Постепенно в зависимости от места проживания и основного вида деятельности в таких обществах формировались культы заступников в наиболее важных сферах жизни – так называемых гениев места (защитников поселения) и богов. Боги могут иметь разные названия, но у племен, ведущих примерно одинаковый образ жизни, они будут по функционалу схожи (можете сами посопоставлять богов римских и славянских, так как в целом обе культуры в начале своего существования были схожи).
Наиболее почитаемыми в изначальном, царском, Риме были следующие боги: Марс – защитник общины латинян и, внезапно, бог плодородия и войны; Квирин – защитник общины сабинян и больше о нем ничего сегодня не известно; Юпитер – бог неба, грома и дождя, защитник всего Рима; Сатурн – бог земли и плодородия, в этом качестве позже полностью подменил Марса; Веста – богиня-хранительница очага, защитница семьи и всходов на полях. Несложно заметить, что большая часть богов связана с земледелием и войной – т.е. тем, чем римлянам приходилось заниматься наиболее часто. Бога демиурга – создателя всего, римляне тоже придумали и назвали Янусом, но так как это было давно, дали ему и пост бога любых начинаний, таким образом римляне поклонялись Тзинчу задолго до… =) Пантеон богов складывался не сразу, постепенно с вливанием новых общин он пополнялся – если бог обладал уникальными “компетенциями” он получал свой храм, если нет, то отождествлялся с уже существующим. К концу дореспубликанской эпохи было 33 бога, но особым почитанием пользовались только 12 из них.
И здесь римляне проявили свою тягу к систематизации, в отличии от греков, создавших прекрасную мифологическую систему, но чуть более чем никак встроивших религию в государственную систему, римляне создали стройную религиозно-обрядовую систему, как часть государственного аппарата. Основой этой системы стали жреческие коллегии – сообщества жрецов основных культов, жрецы культа общего (обслуживающие святилища богов, не удостоенных коллегиями), коллегия понтификов (следят за соблюдением обрядов и обычаев). Каждая из коллегий имела обязанности проводить обряды, богослужения и праздники. Правильности обрядов придавалось огромное значение, так как от их успешности зависело функционирование общины. Каждый элемент общественной жизни сопровождался обрядом, призванным заслужить благосклонность богов и продемонстрировать благодарность им. Коллегия понтификов следила не только за правильностью проведения обрядов, но и за исполнением божественных законов (legis divina) – базовых и наиболее важных запретов жизни общины, без которых её существование было бы недолгим, нарушение которых каралось не просто изгнанием, но и вечной карой богов. В архаичном обществе проклятие богов была куда более страшным наказанием, чем все, что могли изобрести люди.
Появление понтификов это отдельный довольно занятный момент – дословный перевод названия означает “строитель мостов”. Это может показаться странным, но в те времена строительство мостов через Тибр виделось не только нетривиальной инженерной задачей, но и религиозной – нужно было обеспечить особое покровительство богов, ведь мост не только сложен в сооружении, но и связывает Рим с другими общинами. Поэтому в понтифики выбирались наиболее умные и способные к инженерии. Благодаря своим знаниям они составляли календарь, а также стали привлекаться к толкованию знамений, обычаев и законов в спорных случаях. Понтифики были в большей степени организаторами религиозной деятельности, нежели исполнителями, а их независимость от существующих культов делала их противовесом против чрезмерного усиления жречества.
Сила божественного, не важно в чьем виде она персонифицирована, защищала Рим и его жителей, поэтому нарушение божественной воли было тягчайшим грехом. Божественная сила скрепляла общину, регулируя наиболее опасные с точки зрения её существования вопросы. Римские боги олицетворяли собой высший порядок, силу, которой дали название для удобства поклонения ей. При этом божественная сила не была для римлян абстракцией, она являла себя постоянно в различных явлениях – знамениях. Сохранившаяся по сей день вера в приметы – это отголосок мироощущения наших древних предшественников. И если для современного образованного человека молния – это всего лишь направленное движение электронов (или ионизированной плазмы, если уж быть точным), то для римлянина это был однозначный акт божественного недовольства. Каждое сбывшееся знамение подкрепляло веру, несбывшиеся заставляли искать причину, например других незамеченных знамений. Естественно, что если боги проявляли свою волю через знамения, то толкование воли богов брали на себя жрецы.
Но, доверять судьбу общины случайным знамениям было неправильно, требовался метод упорядоченного взаимодействия с богами с целью узнать мнение по конкретному вопросу. Расположенный в пограничье с более развитыми этрусками, Рим с самого начала испытал влияние их религиозных практик. Рим сам был основан именно по этрусскому обычаю, вероятно уже пустившему корни у латинов. Уже при втором царе Нуме Помпилии римляне стали использовать для интерпретации божественной воли, воспринятые у этрусков обряды: ауспиции – гадания по приметам (осуществляет авгур) и гаруспиции – гадание по внутренностям животных (осуществляет гаруспик). Гадания могли проводиться только в пределах померия – священной границы города и от их исхода напрямую зависели дальнейшие действия. Они проводились при любом важном начинании, событии или сомнении в действиях. Если гадания давали плохой результат битвы, её откладывали, войны – отменяли поход, неурожай – усиливали молитвы богам и т.д.
Главной особенностью гаданий было то, что боги не могли дать развернутый ответ (случаи насылания видений естественно случались, но не было религиозной практики вызова их, а значит такой метод взаимодействия был крайне ненадежным), они лишь посылали знак да/нет (благоприятно/неблагоприятно). Такая бинарность подразумевала угадывание воли богов, с чем частенько возникали проблемы. Так в 363 году до н.э. в Риме бушевала эпидемия некоей болезни (согласно Ливию терзавшая не столько тело, сколько умы – уж не ипохондрия ли?), которая очень испугала римлян, так как причину её из ауспиций определить не смогли. Тогда, жители города обратили свой взор на правильность проведения обрядов, что по их мнению, могло навлечь беду на город. Очередной блудливой весталки не обнаружили, но старики припомнили, что в прошлом был обычай забивать гвоздь в храме Юпитера Всеблагого Величайшего. Обычай этот перешел в Рим из Этрурии, где таким образом отмечали прошедшие годы, и, освящая храм Юпитера, построенный еще Тарквинием Гордым, но доделанный только в первый год Республики, консул забивал гвоздь. И такая процедура ежегодно проделывалась некоторое время, пока о ней не забыли. Более того вспомнили, что в 463 году, когда в Риме разразился мор, для вбивания гвоздя был избран Диктатор, чтобы показать богам важность этого действия. И именно в этом римляне и увидели свой грех и возможность избавления от него – избрали Диктатора для забивания гвоздя (Dictator clavi figendi causa) и, что характерно, мор прошёл. Сам же обычай был возобновлен специальным законом, дабы не забыли о нем более и отвратить зла от Рима.