О богах и римлянах 2
Еще одним примером римской религиозности является война против Вей. Этот тяжелейший десятилетний конфликт, который поздние, уже эллинизированные, римляне сравнивали с Троянской войной (тоже длилась десять лет, но тут уже потомки Энея косплеили ахейцев, взяв город при помощи хитрости – призвав на свою помощь богов), стал без сомнения переломным моментом в истории Рима. Я уже кратко касался его в статье [vk.com/@vv1992-why-rome-3], но считаю нужным более подробно остановиться именно на моментах, связанных с религией.
Одним из первых следствий начала осады Вей стало продление сенатом срока службы и на зимний период, так как город был хорошо укреплен и подготовлен к осаде. Решение это далось Сенату тяжело, так как пришлось выделять деньги на довольствие для солдат, которые не смогут вернуться и собрать урожай вовремя, но кроме этого роптали и горожане, так как нарушалась одна из древнейших традиций – обряд (праздник) окончания военной кампании. Данный обряд сопровождался жертвоприношениями, скачками и песнопениями для того, чтобы Марс порадовался и заснул до следующей весны, после чего священное оружие (ancilia), вносилось с Марсова поля в черту померия, где хранилось до весны. Так же с окончанием кампании закрывались и врата Януса, через которые воины уходили с Форума на войну. Теперь же ни одна из этих церемоний не могла быть проведена, так как лишить воинов защиты богов было нельзя, но боги могли разгневаться за такое обращение с ними. Римляне вынуждены были провести праздник, но вместо умиротворения грозного бога, испрашивали его поддержки в продолжающейся войне.
Затянувшаяся война все больше раздражала римлян, которые видели все больше дурных предзнаменований. Одно из них особенно поразило Римлян – в Альбанском озере без каких-либо причин поднялась вода, что естественно связали с осадой Вей. Это явление настолько взбудоражило римлян, что было решено отправить за толкованием к Дельфийскому оракулу. Обращение к Дельфийскому оракулу было для римлян последним средством, если местные толкователи не могли объяснить знамение. Традиция обращения в Дельфы пришла вероятно тоже из Этрурии, так же, как и традиция гаданий и толкований знамений. И именно из Этрурии, а точнее из самих Вей, пришло и объяснение этого знака богов. Местный жрец получил видение, что римляне одержат победу, если вода из Альбанского озера уйдет. В Вейях над блаженным посмеялись – “где же это видано, чтобы озеро высохло?”, а вот римляне, к которым в руки попал жрец, были сама серьезность. Выслушав блаженного, они вдогонку к первой миссии отправили вторую, которая получила от оракула подтверждение правдивости предсказания. Тогда, римляне не пожалели сил и построили канал, по которому отвели воду из озера. Более того, Диктатор Марк Фурий Камилл, на ауспициях перед штурмом Вей пообещал в случае победы покровителю Дельф греческому богу Аполлону Пифийскому десятую часть всего захваченного в городе. Судя по всему, бог был доволен сделкой и ауспиции закончились успешно. Также римляне произвели эвокацию защитницы Вей Юноны (современная реконструкция облика богини прилагается xD), попросив её не противиться римлянам и, тогда ей окажут все почести в её будущем новом доме в Риме.
Для римлян и вейянцев связь успеха штурма Вей и всех описанных приготовлений была бесспорна – боги выбрали свою сторону в конфликте. Римский взгляд на богов был предельно практичный и циничный – боги, как и люди, готовы сотрудничать, если им предложить достаточно хорошую сделку ({Godname} я пришел договориться). “Но затем кто-то из римлян, то ли по божественному наитию, то ли из юношескго озорства, произнес: «Хочешь ли, о Юнона, идти в Рим?» Тут все остальные стали кричать, что богиня кивнула.” В Вейях римляне захватили огромную добычу, превышавшую все мыслимые пределы, что немедленно вызвало споры о её дележе. Камилл сразу же напомнил Сенату об обещании дара Аполлону, что вызвало еще большие споры – многие не хотели расставаться с честно добытым. Тогда Сенат принял компромисс – пусть каждый оценит свою часть захваченного и отдаст десятину. Народ роптал от этого решения, но не выполнить и навлечь на себя гнев хоть и чужого, но тоже бога, не мог.
Когда страсти немного улеглись, Камилл вновь пришел в Сенат и заявил, что обещал 10-ю часть не только от золота и серебра, но и от недвижимого имущества – земли. На фоне требований плебеев о честном разделе захваченных земель, это заявление тут же вызвало кризис. Сенаторы обратились к жрецам, но те сообщили, что требования Камилла законны, так как он обещал десятину от всего. Опасаясь переразделять землю, Сенат принял решение извлечь золото из казны на сумму равную оценочной стоимости земли, но его не хватило. И тогда, матроны, убоявшиеся кары Аполлона, собрали свои украшения и сдали их на дар иноземному богу. Из всего собранного золота отлили чашу и отправили её вместе с послами в Дельфы (что наглядно свидетельствует о том, что стоимость добычи была не столь и велика). Когда 6 лет спустя галлы разорят Рим, среди жителей города будет убежденность, что удача с Вейями притянула это несчастье, так как римляне слишком возгордились и боги наказали их за это.
Кстати, отношение греков к священным дарам богам было несколько более компромиссным: когда во время Третьей Священной войны стратег-автократор фокидян, встал перед вопросом где взять армию, чтобы противостоять македонянам царя Филиппа, он, не испытывая угрызений совести, переплавил все богатства Дельфийского оракула в монеты, в том числе и подаренную римлянами чашу – от неё осталась только дарственная табличка, вероятно уцелевшая до времен захвата римлянами Греции.