Особенности политической агитации в древнем Риме
Две с половиной тысячи лет отделяют нас от времени зарождения Римской Республики, но как ни начнёшь копаться в её истории, каждый раз с удивлением обнаруживаешь, что многие проблемы, стоявшие перед ней, созвучны с проблемами современности. Например, политическая агитация. Система выборов на должности магистратов в Риме при её ближайшем рассмотрении очень похожа на систему современную. Для вступления в предвыборную гонку гражданин должен был совершить professio nominis – всенародно на Форуме объявить о выдвижении на пост магистрата, но не позднее чем за 20 дней до выборов. После этого магистрат, ответственный за проведение выборов на должность, должен был проверить ценз гражданина и его продвижение по cursus honorum (римской системе магистратур), и только после этого соискатель переходил в статус candidatus.
У слова этого было два значения: 1) собственно кандидат на магистратуру; 2) более интересное нам – «человек в белом». Оба этих значения были тесно связаны, так как кандидат имел право носить белую тогу – toga candida. В отличии от обычной белой тоги римского гражданина toga candida дополнительно натиралась мелом до белизны, недоступной обычной выделанной шерсти. Зачем это было нужно? Да всё просто. Каждый кандидат проводил ambitus – агитацию среди народа на Форуме. Передвигаясь в толпе, он разъяснял свою политическую программу, заводил знакомства и сторонников. И, естественно, чем ярче твоя тога выделялась в толпе, чем белоснежнее она была, тем заметнее становился кандидат. Имел место при этом и символизм – белоснежный цвет тоги подчёркивал чистоту намерений (лат. candidus — чистый, искренний, чистосердечный, честный).
Но не каждый соискатель мог позволить себе иметь белоснежную тогу, часто выбеливались лишь отдельные части одеяния. А значит кандидат с большими финансовыми возможностями мог позволить себе больше выделяться в толпе и, как следствие, имел неравные возможности с другими кандидатами. Такое положение не могло не вызывать споры и осуждение, так как многие патриции очень ревностно относились к равенству возможностей – если преимущество будут иметь исключительно состоятельные патриции, то неминуемо скатывание в тиранию и диктатуру. Поэтому вопрос политической агитации очень остро встал ещё в ранней Республике и в 432 году до н.э. он разрешился принятием закона Пинария — Фурия — Постумия (lex Pinaria Furia Postumia), не запрещавшего, но осуждавшего ношение выбеленных тог. Такая казуистика только и позволила принять закон, так как договориться о наказании свыше морального осуждения было нереально.
Во времена поздней Республики, когда агитация принимала формы натуральной коррупции, такой закон вызывал лишь ироничную усмешку и небольшую грусть по простоте нравов предков.