Что делать с личным мнением при написании исторических текстов?

0

Есть в написании исторических заметок одна вещь, с которой молодому автору достаточно сложно разобраться. Он не знает, что ему делать со своим личным мнением. Я, как известный балабол и експерт по всем вопросам мироздания, эту проблематику успешно обошел стороной. И для меня было диковато, когда молодежь начала своим ИМХО махать как оглоблей. Прямо скажем, я был к такому не готов. Но век живи – век учись.

Итак, господа, вы решили написать ченибудь о чем-нибудь, выбрали тему и даже начали ковырять, но впереди вас поджидают Сцилла и Харибда субъективного восприятия, через которые пройти способны не только лишь все.

Сцилла, в данном случае, это отсутствие вовлеченности автора в то, про что он говорит. Этакий классический лайтовый копирайтинг Википедии своими словами. Текст получается информативный. Даже слишком. И напоминает экскурсию у экскурсовода, который ведет десятую группу за день, и ему уже все глубоко похуй, он хочет отбыть номер, взять пива и поменяться со слушателем местами. Вам тыкают пальцем в здание и говорят “это дом, его построили в бородатом году, а потом заселили, и на этом наши полномочия всё, переходим дальше”. Экскурсовод откровенно заебался, у него есть фактаж, и он собирает из него вроде бы осмысленный монолог, но в нем нет ничего от себя. А вы не ходите на экскурсии чтобы в вас кидались фактажом. Фактаж вы можете сами нагуглить. Вы сюда пришли чтоб вас, как минимум, развлекли, а ещё бы неплохо, чтоб в голове отложились всякие интересные истории. Например, о том, что в этом доме на третьем этаже Маяковский под кокаином драл шлюх, стрелял в воздух из револьвера и зачитывал свои стихи. Вот эт заебись, это вам, как скучающему обывателю (а эт основной контингент что экскурсий, что исторический пабликов), зайдет на ура. Немедленно начнете фоткать дом и спрашивать детали про то, какой это год, сколько было шлюх и почём тогда был кокаин в мелкую розницу. Вот в комплекте с такой историей-крюком и фактаж идет неплохо, тут можно и про дом рассказать уже. А без неё – кому это надо? Кому нужен дом в котором никто не жил и не живет? Домов тысячи, они все плюс-минус одинаковые. Кому нужна дата рождения человека, который ничего не сделал? Это бесполезные куски декораций для исторического процесса, которые без самого процесса никому не нужны. Но и процесс, если его подавать пресно и без вовлеченности – тоже скукота. И тут действует банальное правило: если ваша история вам не зашла и не запомнилась, то читателю она тож не нужна. Если читатель после прочтения заметки не сможет её пересказать в сильно упрощенном виде, то аналогично, у него в одно ухо влетело, во второе вылетело. И мастерство автора тут в том, чтобы взять ту же сраную Википедию и увидеть за строчками удивительную историю, а потом отобрать те декорации, что для неё подходят, и эту историю рассказать. А если создать с помощью истории спрос на факты не получилось, то поздравляю – вы слишком засушили текст и въебались в Сциллу, и теперь ваша лодка идет ко дну, капитан.

Харибда это тож самое, но наоборот. Допустим вы решили никогда не быть википидором и рассказывать только охуительные истории. Зачем эти даты постройки домов и прочая скукота. Но так как вы молодой экскурсовод, то удивительные факты-кликбейт приходится тасовать, высасывать из пальца или вообще придумывать. Из-за чего уже на втором абзаце история становится настолько охуительной, что барышни начинают падать в обморок, мужчины хвататься за револьверы, а случайно проходящий мимо местный пенсионер поправит пенсне и скажет, что вы пиздабол. Особенно если вы водите экскурсию не по Урюпинску (или кочевым народам Средней Азии), а по Красной Площади (или по по минутам разобранной Курской Дуге). Тут вам никто не простит вашего дилетанства и петросянства, т.к. большая часть присутствующих на экскурсии и так в курсе что перед ними, в общих чертах. И это знание треба лишь углубить и придать красок, а не заливать крайне спорную безпруфную хуйню в уши. Факты не надо пересказывать, но их надо знать как минимум на уровне собственной аудитории, и ими надо оперировать в своем рассказе, не вводя читателя в ступор. Вы пришли к нему для того чтобы показать ему пальцем на дом и расскать об этом доме ченить прикольное, а не говорить что это не дом а компьютерная симуляция дома, в котором никто никогда не жил томушта мы в Матрице находимся. И уж тем более надо быть аккуратнее со спорными историческими вопросами или, не дай боже, чужими священными коровами. Последнее, что хочет услышать читатель, это что перед ним не дом, так как его мать шлюха, а уважаемый им политический деятель – ебанат. Будьте умерены в оценках, не заигрывайтесь в рассказчика, помните, что аудитория скучающая, а не тупая, не трогайте без нужды чужие идолы и вообще: по молодости не лезьте в те темы, где вас сожрут с потрохами. Если слишком увлеклись, то поздравляю, вы въебались в Харибду, и ваша лодка развалилась на куски, теперь вас сожрут акулы.

Как опытный лоцман, я вам и анекдотов расскажу таких, что животики надорвете, и по фактам при нужде раскидаю. И большая часть наших матерых зубров в этом плане проблем не испытывает. Но вот молодых постоянно штормит туда-сюда, то википедию перепишут своими словами и непонятно че хотели сказать, то начнут рассказывать, что Ленин церкви не взрывал, и потом в комментах отбиваться от охуевших с такой подачи читателей. И им надо трезво понимать свой уровень, и идти по фарватеру. Берете, значит, среднюю по актуальности тему, которой массовый читатель не особо интересуется, но готов заинтересоваться при хорошем экскурсоводе, и начинаете вникать че как, а потом, когда придет понимание местной специфики, можно садиться за работу. Аккуратненько вплетаете в текст нарытые факты и свои аккуратные их трактовочки, держа опять-таки средний уровень удивительности рассказываемой истории. Примеров тысячи, весь паблик ими забит. И только качнувшись в достаточной мере, можно из этой зоны комфорты вылезать, и начинать на своей лодке дрифтовать между рифами, спрашивать монархистов, зачем они форсят последнего Романова, выдумывать римских сталинистов, или за полчаса, не сильно вникая, пересказывать байки про арабов с евреями. Там уже будет уровень, рука набьется, словарный запас обогатится, придет понимание структуры текста и специфики аудитории, будет простительна некоторая небрежность. Но в начале нет, в начале плавать нужно по центру, ибо пока вы совсем молодой экскурсовод – просто хорошо сделать свою работу и нигде не накосячить это уже замечательно и достойно похвалы.

Такие дела.

Добавить комментарий