«Александр Суворов», 1983

0

Чё, котаны, техногенка?

Выполняю очередной реквест. Этот случай обычно классифицируется как кораблекрушение, хотя в равной степени он является и ж/д аварией. Да, всё правильно, «Александр Суворов», 1983, страшнейшая катастрофа в истории речфлота СССР.

Для начала о теплоходе. «Александр Суворов» – седьмой из девяти четырехпалубных круизных теплоходов проекта 92-016, построенных в Чехословакии на верфях Slovenske lodenice по заказу СССР. На момент аварии находился в эксплуатации буквально пару лет. Работал на круизных маршрутах по Волге, порт приписки – Ростов-на-Дону.

5 июня, без четверти одиннадцать вечера, на скорости порядка 25 км/ч теплоход зашел под шестой (вместо судоходного третьего) пролёт Ульяновского моста. Предположительные причины: ненадлежащее выполнение своих обязанностей старпомом и рулевым. Сопутствующие факторы: сумерки, отсутствие освещения на мосту. Высоты пролёта не хватило, что стоило теплоходу верхней палубы (полностью снесена мостом), а двум с лишним сотням пассажиров и членов экипажа – здоровья и жизни. Досталось и мосту – силы удара хватило, чтобы сдвинуть шестой пролёт на сорок сантиметров, нарушив целостность рельс, по которым в этот момент на скорости порядка 70 км/час проходил второй участник событий – грузовой состав (53 вагона, суммарный вес 3300 тонн). С рельс сошли одиннадцать вагонов (уголь, лес, зерно, бензин) щедро осыпав своим содержимым Волгу-матушку и заодно застрявший под мостом искалеченный теплоход.

Если крушение «Титаника» – это эпичный фильм-катастрофа, а «Коста Конкордия» – дурацкая комедия, то «Александр Суворов» тогда – хоррор в худших голливудских традициях. В таких случаях принято использовать штамп «мясорубка», хотя гораздо точнее было бы сравнение с мельницей. По рассказам очевидцев кровь буквально текла ручьями: сорванная четвёртая палуба, в паре с оставшейся на месте третьей как жернова перемололи практически всех, кто находился наверху. А поскольку наверху был кинозал и танцплощадка, полные по случаю вечернего времени, картина была реально жуткая. Сверху это месиво из искалеченных тел и оторванных конечностей присыпало углём, зерном и брёвнами и лишь чудом цистерна бензина, сошедшая с рельсов, застряла в конструкции моста и не упала на палубу.

Завалы разбирали пять суток, больницы Ульяновска работали в авральном режиме. Сорок девять человек было ранено, 176 – погибло. Фрагменты тел находили по берегам реки ещё с месяц. Установление причин аварии затруднялось тем, что рулевая рубка первой приняла на себя удар, и, соответственно, никого из непосредственных виновников в живых не осталось. Чем думали рулевой со старпомом, глядя на надвигающийся на них в сумерках мост, остаётся только гадать. Есть вполне обоснованное предположение, что они приняли стоявшую на шестом пролёте будку путевого обходчика за щит, обозначавший судоходный пролёт. Капитан, отдыхавший перед вахтой у себя в каюте, выжил. Он рассказал прокуратуре прохладную о своём героизме, путаясь, впрочем, в показаниях. Прокурор, правда, историю не оценил, и капитан получил десятку (отсидел шесть, вышел по УДО). Теплоход отремонтировали, он и по сей день бороздит воды Волги под тем же именем, оператор – компания ВодоходЪ. Если вдруг захотите в круиз – имейте в виду.

Добавить комментарий