Ну чё, котаны, техногенка?

Сегодня поговорим об износе инфраструктуры. Если в современном Китае большая часть техногенных катастроф вызвана «проблемами роста» (проще говоря, стандарты безопасности, культура производства и инфраструктура не успевают за стремительно развивающейся промышленностью), то в Штатах изрядная часть техногенок носит несколько иной характер. Основные «стройки века» там завершились много десятилетий назад, и ресурс их подходит или подошёл к концу, в результате чего они начинают рассыпаться. И хотя это редко приводит к действительно крупным жертвам, проблема, тем не менее, тоже носит системный характер и вряд ли будет успешно решена в ближайшем будущем.

Сегодняшняя история как раз из таких. Bridge 9340, Миннеаполис, 2007 год.

Сам мост строился с шестьдесят четвёртого по шестьдесят седьмой, как раз в рамках крупного инфраструктурного проекта. Считался третьим по загруженности в Миннесоте, ибо именно по нему междугороднее шоссе Interstate 35W пересекало Миссисипи. Конструктивно он представлял стальной сегментный арочный мост с ездой поверху на восемь полос (на самом деле он представлял обычную для таких длинных мостов смесь бульдога с носорогом, но нас интересует именно рухнувшая часть). С 1990 федералы признали его конструктивно несовершенным, с 1993 местные власти начали ежегодный мониторинг его состояния, выявляя год от года всё больше проблем: появление новых трещин, недочёты при проектировании, обуславливающие недостаточный запас прочности, коррозию и общую усталость конструкции. К 2005 стало окончательно ясно, что мосту плохо (последнее место в выборке из 10 000 мостов по стране). За полтора года до катастрофы его почти собрались подремонтировать, но обследования показали: «Тут не исправить уже ничего, Господи, жги!». Мост надо строить заново, этот уже не спасти. В планах было поменять его к двадцатому году, а пока заниматься текущим мелким ремонтом и просто следить, чтобы не рассыпался.

Не уследили. 1 августа 2007, в шесть вечера – самый час пик – мост рухнул. Резко, внезапно, без объявления войны центральный пролёт просто обрушился в реку, увлекая за собой оба соседних. Всё произошло за считанные секунды (смотрите видос). Вместе с ними рухнули больше сотни находившихся в тот момент на мосту машин – кто в реку, кто на берег. В нескольких местах вспыхнули пожары. Часть машин свалилась в воду, часть осталась на полотне – благо, глубина реки была такова, что даже упавшее полотно торчало над водой. Три часа потребовалось на эвакуацию тех, кто не упал в воду, а вот тела утонувших извлекали более трёх недель: доставать их из-под обломков конструкций и смятых машин, в условиях мутной воды и течения оказалось задачей не из легких.

По окончательным подсчётам погибло тринадцать и было ранено 145 человек. Помимо прямого ущерба от непосредственно обрушения, город и штат столкнулись с огромными убытками из-за серьёзных просадок в логистике: одновременно из строя вышла крупная автодорога, часть ж/д путей (находились под северной частью моста) и участок судоходной реки, что привело к транспортному коллапсу в пострадавших пригородах Миннеаполиса, а также больно ударило по обитавшему там малому бизнесу.

Расследование показало, что спусковым крючком трагедии стала слишком тонкая фасонка (конструкторский просчёт). Вкупе с перегруженностью моста (в момент обрушения на мосту как раз велись строительные работы и стояла куча строительной техники и материалов плюс вечерняя пробка) это и привело к обрушению и без того изношенной конструкции.

Новый мост – Saint Anthony Falls Bridge – был построен всего за год, и торжественно открыт утром 18 сентября 2008, на три месяца раньше запланированной даты.

В 2011, в память о событии, неподалёку был открыт мемориальный парк.

Добавить комментарий