Сап, котаны!

Итак, снова реквесты. Про посадку Ту-124 на Неву в шестьдесят восьмом писать не буду, томушта на Уютненьком всё разложено и расписано, так что тут мне нечего добавить. Мои извинения. А вот Deepwater Horizon я сейчас распишу. В соответствующей статье на загнивающей воды больше, чем в той аварии нефти утекло, а вот причины толком не названы. Так что буду исправлять это упущение прямо сейчас.

Итак, 20 апреля 2010 года в 80 километрах от побережья штата Луизиана в Мексиканском заливе на нефтяной платформе Deepwater Horizon на месторождении Макондо чегой-то бахнуло, вспыхнуло и понеслось. Что и почему бахнуло – разбираем по пунктам.

Начнём с самой платформы. Полупогружная нефтяная буровая платформа сверхглубоководного бурения с системой динамического позиционирования Deepwater Horizon была построена в 2001 году южнокорейской судостроительной компанией Hyundai Heavy Industries по заказу R&B Falcon и сдана в аренду компании BP (в девичестве British Petroleum), которая перегнала её в Мексиканский залив, где платформа честно трудилась по своему основному профилю – глубоководно бурила всё, что партия прикажет.

Чтобы вы понимали, глубоководное бурение – аццки сложная процедура с кучей нюансов и заморочек. Сама скважина – это не колонка на даче, а сложное и ответственное инженерное сооружение. Впрочем, у BP вообще, и у Deepwater Horizon в часности, был опыт бурения даже более сложных проектов, но тут явил свой звериный оскал – угадайте кто? – правильно, мой любимец, эффективный менеджмент.

Дело в том, что злосчастную скважину начали бурить еще осенью 2009, но платформа Marianas, производившая буровые работы, была повреждена ураганом Ида. Чтобы заменить её «Горизонтом» ушло три месяца, и сроки уже начинали гореть. А что делают эффективные менеджеры, когда горят сроки – правильно, начинают игнорировать ТБ и нарушать технологию.

Во-первых, увеличили скорость бурения, что привело к растрескиванию стенок скважины.

Во-вторых, для экономии решили опустить в скважину единую обсадную колонну. Такое решение позволяет сэкономить время в ущерб безопасности. Вариант с надставкой стоил бы на 7−10 млн дороже (на фоне последующих убытков порядка 56 млрд – смешная сумма) и при этом был бы гораздо надежнее.

В-третьих, компания сэкономила на центраторах. Расчеты показывали, что для безопасной установки колонны нужен 21 центратор. BP для экономии времени (сэкономили десять часов) установила 6 (прописью: ШЕСТЬ!) центраторов.

В-четвёртых, для экономии времени не была толком произведена прокачка бурового раствора перед заливкой скважины цементом, что означало, что в заливку могут попасть газ и мусор, уменьшающие её прочность.

В-пятых, бригаду дефектоскопистов, которые должны были проверить качество заливки скважины цементным раствором, вообще послали нахер, нарушив тем самым все возможные регламенты.

В-шестых, противовыбросовый превентор над устьем скважины не работал. Одна из его трубных плашек была заменена на нерабочий опытный вариант, на одном из пультов управления стоял разряженный аккумулятор, а у привода срезающей плашки протекала одна из гидравлических линий. Ммм, звучит безопасно!

(N.B. Для тех, кто совсем не в теме глубоководного бурения попробую пояснить вышеизложенное простым языком. Представьте, что у вас во дворе под асфальтом, на глубине (условно) тридцать метров залегает цистерна с говном под большим давлением. Как набрать удобрений на огород и не уделать весь двор? Примерно так: берем буровую установку и начинаем бурить скважину к цистерне. Чтобы бур не заклинило, накачиваем в процессе бурения в скважину буровой раствор под давлением. Он будет смазывать и охлаждать бур, а заодно, когда добуримся до цистерны, не даст говнам устремиться из-под земли навстречу солнышку. Дальше вынимаем бур и вставляем туда кусок трубы (обсадная колонна) с аварийной задвижкой наверху (противовыбросовый превентор). Чтобы наша труба не болталась, распираем её в скважине распорками (центраторы), а пространство между трубой и стенками заливаем цементом во избежание протечек. Всё, у вас есть нефтяная скважина в миниатюре, только на суше, а не под водой.)

Иными словами, компания словно специально сделала всё возможное, чтобы учинить аварию. А поскольку любой труд должен быть вознаграждён, награда нашла своих героев.

Двадцатого работы были завершены и скважину готовили к запечатыванию. Оставалось провести опрессовку, запечатать устье скважины цементом и закачать в стояк морской воды вместо бурового раствора. Опрессовка показала, что где-то есть протечка газа. Руководство сделало морду тяпкой и попросту проигнорировало(!) результаты опрессовки. Мероприятия по запечатыванию скважины продолжались в штатном порядке. Начали закачку воды в скважину. Давление подскочило. Закачку приостановили, но ненадолго (сроки-то горят!). Вторая попытка опять обернулась скачком давления в скважине. Закачку опять приостановили, но было уже поздно.

Вы можете игнорировать протечку газа сколько угодно, но вот протечка не станет игнорировать вас. В 21:47 из бурильной колонны вырвалась струя метана. Дизели заглотили газ через воздухозаборники и пошли вразнос. Двигатель № 3 взорвался, воспламенив поступающий в изобилии газ, и начался пожар. С мостика активировали систему аварийного глушения скважины, которая – сюрприз! – почему-то не сработала (кто бы мог подумать!). Метан продолжал поступать, подпитывая огонь, и стало ясно, что платформу не спасти. С платформы отправили запрос на эвакуацию и начали спускать шлюпки. Спасатели отработали профессионально, эвакуировав 115 человек. 11 человек пропало без вести, вероятнее всего, погибли во время взрыва. Пожар длился 36 часов, и 22 апреля 2010 года платформа затонула. Разлив нефти продолжался ещё полгода, став крупнейшим в истории США.

Общая сумма затрат BP на устранение последствий аварии превысила $ 56 млрд, и продолжает расти, поскольку куча судебных исков ещё на рассмотрении в судах. Тут я даже мораль озвучивать не буду, слишком очевидно. Берегите себя, котаны! До новых встреч!

 

Добавить комментарий