Горнолыжный курорт Капрун, 2000

0

Ну чё, котаны, опять реквест.

В комментах под пожаром в «Монблане» реквестировали Капрун, но у меня всё никак руки не доходили. И вот, наконец, берусь и за него. Австрия, ноябрь 2000 – всего через полтора года после «Монблана»…

Как водится, справка: Капрун – горнолыжный курорт в Австрии. Расположен на склоне ледника Китцштайнхорн. В 1974 году там построили фуникулёр, спрятанный в тоннеле, чтобы не портил пейзаж. Длина фуникулёрной дороги составила почти четыре километра при перепаде высот около полутора. Время в пути – 7 минут.

В 1993 его проапгрейдили: вагоны помоднее, новые гидравлические тормоза. Чего ещё желать? Фуникулёр по сути своей практически лифт, только не вертикальный, а наклонный. Ломаться там нечему, максимум трос оборвётся – для того и тормоза. В общем, подвоха никто не ждал. Но как известно, жизнь – это то, что происходит с вами, пока у вас совсем другие планы. Смерть, кстати, тоже…

Вряд ли кто из 162 человек, севших в поезд в девять утра 11 ноября, подозревал, что Аннушка уже пролила масло. Аннушкой в тот день была та самая обновлённая тормозная система. Гидравлическое масло попало на обогреватель (не предназначенный для транспорта) в пустой (совпадение 1) задней (совпадение 2) кабине контролёра. Поскольку кабина была пустой, возгорание вовремя не заметили и не потушили, а поскольку кабина была задней (то есть в случае движущегося наверх вагона – нижней) огонь пошел вперед. Система безопасности, словно в насмешку, добавила последний кусочек в почти сложенный паззл катастрофы: из-за падения давления в тормозной системе вагончик остановился в тоннеле, в шестистах метрах от входа. Ловушка захлопнулась.

Итак, дано: в начале печной трубы длиной почти четыре километра весело разгорается пожар. Средствами пожаротушения вагон и тоннель не оборудованы. Вопрос: каковы шансы пассажиров выжить в такой ситуации? Подсказка: скорость тяги на верхней станции превысила 140 км/ч.

В общем, изрядную часть из полутора сотен пассажиров опознавали по ДНК. В дыму задохнулись три человека на верхней станции, и оба пассажира состава, шедшего вниз. Это вполне закономерно, но нам интереснее другое.

В поезде ехал бывший пожарный, и он, как человек опытный, мгновенно сориентировался и принял единственно верное решение: валить вниз как можно скорее! Не дожидаясь, пока проводник вручную откроет заблокировавшиеся двери, он разбил стекло подручными средствами и вывел за собой ещё 11 человек. Кроме этой дюжины не спасся никто. Все остальные пытались уйти вверх (инстинктивная реакция на огонь снизу) но никто не ушел далеко. Как и в случае с «Монбланом» в густом ядовитом дыму шансов у них не было.

Судебные процесс, затянувшийся до 2004, виновных не нашёл. Фуникулёр восстанавливать не стали, построив вместо него кабинный подъёмник. В ноябре 2004 на станции канатки открыли мемориал в память о трагедии. Трагедия послужила толчком для модернизации оборудования по всей Австрии: за пару последующих лет модернизировали 892 фуникулера и более 2300 подъемников.

Но для нас важнее другое: человек, не поддавшийся панике и понимающий, что нужно делать в чрезвычайной ситуации, может спастись даже из практически безвыходного положения. Будьте как тот пожарный, котаны – и, если и попадёте в очередную мою заметку, то лишь в роли чудом спасшихся. До новых встреч!

Добавить комментарий