Инцидент с A330 над Атлантикой
Ну чё, котаны, техногенка?
Пожалуй, самым известным случаем посадки лайнера является салленбергеровский Airbus A320 на Гудзоне, хотя последние годы в отечественном инфополе серьёзную конкуренцию ему составляет Airbus A321 Юсупова. Олды могут вспомнить планер Гимли и посадку «тушки» на Неву. Но рекорд планирующего полёта (с последующей успешной посадкой) принадлежит совсем другому борту…
…Вечерком 24 августа 2001 года новенький (два годика всего) Airbus A330-243 компании Air Transat оторвался от ВПП в Торонто, чтобы в очередной раз пересечь Атлантику, имея своей конечной целью Лиссабон. Свежий (к тому же недавно откапиталеный) ероплан, топляка с запасом, опытный экипаж, рутинный рейс – ну что, блядь, могло пойти не так?
Первые звоночки начались через четыре с лишним часа после взлёта, на эшелоне 12 000 выскочило сообщение о высоком давлении масла в правом движке. Пилоты пожали плечами – электроника глючит – и продолжили полёт.
Спустя ещё двадцать минут бортовая электроника доложила о дисбалансе топлива. Пилоты, не думая худого, запустили процесс перекачки горючки из левого бака в опустевший правый. Основной версией всё ещё оставался сбой электроники (Lockheed L-1011 TriStar компании Eastern Air Lines ехидно улыбается из далёкого восемьдесят третьего), но в головах уже начали зарождаться нехорошие предчувствия. Попытка определить утечку визуально заканчивается фейлом по причине ночного времени. Промудохавшись минут десять в попытке рассмотреть происходящую НЕХ в ночной темноте, экипаж принял поистине мудрое решение поворачивать оглобли в сторону ближайшей доступной ВПП (авиабаза Лажеш на Азорских островах, 320 км по прямой).
Менее получаса спустя в правом баке кончился топляк, и правый движок заявил «я всё». Все пригорюнились. До Лажеша ещё 200+ километров, а ероплан начинает терять высоту.
Ещё через тринадцати минут горючка закончилась от слова «совсем». 10 600 м над Атлантикой, 120 км до ближайшей ВПП, гидравлика померла вместе с основными генераторами, а вместе с ней в мир иной отошло управление закрылками, спойлерами, воздушными тормозами и АБС. Пилоты мужественно превозмогают, демонстрируя чудеса планеризма, в Лажеше все спасательные службы поставлены на уши.
И, наконец, финальная сцена, достойная голливудского блокбастера. В ночной темноте на ВПП Лажеша заходит на посадку здоровенный эйрбас на скорости, значительно превышающей рекомендуемую и с механизацией крыла в полётной конфигурации. Под крылом самолёта о чём-то поёт «вертушка» аварийного генератора – единственный источник энергии на борту. Под слёзы, вопли и молитвы пассажиров лайнер плюхается на полосу и начинает экстренное торможение. Воздушный тормоз не работает. Реверс не работает. АБС не работает. От трения начинают лопаться шины, но пердячим паром летадлу таки удаётся остановить на стёртых в хлам колёсах в километре от конца ВПП. Хеппи-энд, все живы и счастливы; злосчастный эйрбас летает и по сей день, пилоты получили премию за лётное мастерство и место в книге рекордов.
Гораздо менее радужные последствия эта история имела для техников, менявших правый движок незадолго до вынужденного рекорда. Расследование выявило, что впопыхах линию маслопровода гидравлической системы установили неподходящей длины, из-за чего он тёрся о трубу топливной системы. В этом нелёгком противостоянии топливопровод проиграл и в конечном итоге лопнул, что стоило экипажу седых мудей, а компании – штрафа в 250 000 канадских долларов (тоже, кстати, локальный рекорд).
Здесь должна быть мораль, но её не будет, думайте сами. До новых встреч!