Top.Mail.Ru

Чё, котаны…

Раз уж речь снова зашла о дамбах, вот ещё один случай. Одно время, именно этот прорыв считался самым крупным в мире по числу жертв, пока китайцы не рассекретили данные по Баньцяо. Итак, встречайте: дамба Мачху II, 1979, Индия. Этот случай известен также как катастрофа Морви.

Вкратце о дамбе. Тип – грунтовая, построена в семьдесят втором, высота – 22,5 метра, назначение – ирригация, расположение – округ Раджкот, штат Гуджарат, Индия.

Если посмотреть на фото плотины после катастрофы (сорян за качество 10 шакалов из 10, лучше не нашел), то может показаться, что она вовсе не грунтовая. Однако всё проще: на фото видны только уцелевшие водосбросы, остальная часть дамбы была грунтовой и её просто смыло. Но обо всём по порядку.

Первый камешек в основание одной из крупнейших техногенок на гидросооружениях заложили ещё при проектировании. Пропускная способность водосбросов в 5650 кубометров в секунду не соответствовала условиям региона. Собственно, уже этой ошибки было достаточно для того, чтобы плотину смыло рано или поздно. Однако, чтобы превратить прорыв в катастрофу, потребовались дополнительные усилия.

Итак, 10 августа 1979 года на штат Гуджарат обрушились муссонные ливни. В тот год они оказались гораздо обильнее привычных, и реки начали быстро выходить из берегов, в том числе река Мачху. Уровень воды на дамбе начал стремительно подниматься, и операторы, в отличие от китайских слоупоков на Баньцяо, пооткрывали все водосбросы при первых признаках шухера. Ну почти все. Три водосброса барахлили, и их ниасилили открыть полностью, но это ничего и не решало – водосбросы работали на 98%, но даже в примерном приближении не справлялись с прибывающей водой. Оценки притока колеблются от 13 до 26,5 тысяч кубометров в секунду, так что даже при наилучшем сценарии у плотины шансов не было.

Закономерно, что вскоре после полудня 11 августа плотину прорвало. Незадолго до этого по Всеиндийскому радио передали предупреждение о возможных проблемах, только вот услышали его далеко не все. Если в небольшом городке Лилапар, расположенном прямо возле дамбы, народ почуял недоброе и принял меры (и в итоге отделался малой кровью), то в расположенном ниже по течению Морви народ к грядущему наводнению отнесся философски. Власти никого не предупредили, население не напряглось и мер не предприняло. В Ваджепаре люди, правда, на всякий случай укрылись в храме, который раньше не топило (на одном из фото вояки как раз оттуда выносят трупы после наводнения; выносить пришлось много, больше сотни), остальные даже не почесались. В итоге, когда в Морви пришла вода, утопило и храм, и жилые районы, посмывав и дома, и сараи. Общая оценка количества погибших колеблется от 1800 до 25000 человек. Точнее подсчитать не получилось: в условиях разрухи и индийского климата найденные трупы сжигали пачками раньше, чем опознавали и считали, для предотвращения эпидемий.

Официальное правительственное расследование обвинило во всём стихию. В защиту проектировщиков могу сказать лишь то, что в тогдашние индийские СНиПы такая пропускная способность водосбросов укладывалась и не считалась чем-то плохим. Дамбу, кстати снова отстроили в восемьдесят девятом, и стоит она и по сей день. Правда, пропускную способность водосбросов наученные горьким опытом проектировщики увеличили до 24700 кубов в секунду.

Такова цена безопасного проектирования и невнимательности на уроках ОБЖ. Берегите себя, котаны, и до новых встреч!

Добавить комментарий