Катастрофа на перегоне Аша — Улу-Теляк, 1989
Чё, котаны, техногенка?
После пасты про Лос-Альфакес, которая многим напомнила катастрофу под Уфой, время от времени мелькают просьбы рассказать о последней. Что ж, по многочисленным просьбам трудящихся сегодня Los Alfaques soviet edition – катастрофа на перегоне Аша — Улу-Теляк, 1989 год.
У этих двух катастроф удивительно много общего. Обе они – взрывы газа при транспортировке, произошедшие при непредвиденно большом скоплении людей. В обоих случаях имеет место цепочка почти невероятных совпадений, в первую очередь времени и места, обусловившие такое огромное количество жертв. Совпало даже то обстоятельство, что большую часть пострадавших в обоих случаях составили курортники. А теперь подробнее.
Трубопровод “Западная Сибирь — Урал — Поволжье” начали строить ещё в восемьдесят первом как нефтепровод, однако в последний момент решили перепрофилировать под универсальный. Хотя сжиженный газ запрещалось транспортировать по трубам диаметром более 400 мм, 720-миллиметровую трубу никто заменять не стал. По одной из версий, в процессе строительства трубопровода на злополучном участке его повредили ковшом экскаватора, но это не точно. В пользу этой версии говорит то, что участок, где произошла утечка, после строительства перекладывался, так как оказался слишком близко к жилым домам. Именно в тот момент его, вероятно, и повредили, а поскольку работы были внеплановые и сроки горели, трубу уложили обратно без должных проверок.
Это были предпосылки, а дальше начинаются маловероятные события (М), фатальные совпадения (Ф) и моё любимое распиздяйство, как один из главных источников беды (Р).
3 июня, около десяти вечера, в районе 1710-го километра Куйбышевской железной дороги, продуктопровод дал трещину (то ли в месте давнего повреждения экскаватором, то ли в коррозировавшем от блуждающих токов участке; лично я бы поставил на первую версию, всё-таки до железки был почти километр) длиной 1,7 метра, через которую началась утечка газа. (М)
Заметив падение давления, персонал трубопровода не стал заморачиваться причинами, а просто увеличил подачу газа. (Р)
В силу совпадения погодных и ландшафтных условий, а также особенностей самого транспортируемого продукта, газ начал скапливаться в низине, около ж/д путей, образуя подобие озера. (Ф)
Где-то в это же время поезд Новосибирск-Адлер задержался на одной из станций из-за рожавшей пассажирки, выбившись из графика. (Ф)
Ж/д диспетчерам поступали доклады от машинистов, проезжавших злополучный участок, о сильном запахе нефтепродуктов. Диспетчеры, не имея полномочий остановить движение, информацию просто проигнорировали. (Р)
В четверть второго ночи (уже 4 июня) поезд Адлер-Новосиб встретил опаздывавший Новосиб-Адлер как раз в районе газового озера. (Ф)
Обратите отдельное внимание на дату и названия поездов. В разгар лета поезда на Адлер и обратно были забиты под завязку, в том числе семьями с детьми. В час ночи большинство людей уже спали, что тоже сыграет свою роль в тот момент, когда для выживания будет дорого каждое мгновение. (Ф)
Итак, в четверть второго ночи оба поезда встретились на участке ж/д путей, окруженном облаком газовоздушной смеси. Откуда взялась искра – из-под пантографа, из-под колёс, или от окурка/зажигалки – никто не узнает, да это и не важно. Важно то, что произошел объёмный взрыв огромной силы, разметавший по сторонам вагоны, рельсы, лес, столбы и накрывший огненной волной всё в радиусе нескольких километров. С путей было сброшено 11 вагонов, из них семь полностью сгорели. Оставшиеся 27 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри. Не стану описывать все подробности – они гуглятся на раз – приведу лишь число жертв (575 человек, из них 181 ребёнок) и пострадавших (623).
Здесь можете вспомнить пасту про Лос-Альфакес, томучто власти столкнулись с теми же проблемами: катастрофу такого масштаба не мог предвидеть никто. Не хватало скорых, мест в больницах, медикаментов и врачей. Пригоняли автобусы, самолёты и вертушки. Первичные спасательно-эвакуационные мероприятия были начаты местными жителями. ЧП было поистине союзного масштаба, даже Меченный лично прилетел. Многие тела не удалось не то, что опознать – даже собрать хоть что-то для захоронения. Температуры были такие, что не от всех даже пепел оставался. Так что есть вполне обоснованные предположения, что погибших могло быть и больше, ведь в списках не было «зайцев» и маленьких детей. По некоторым данным число погибших достигало 645 человек.
Суды шли шесть лет, пережив Союз. Начавшись за здравие, процесс быстро протух. В итоге обвинили девятерых: начальника строительно-монтажного управления треста «Нефтепроводмонтаж», прорабов и нескольких конкретных исполнителей, двоих амнистировали, остальным раздали до пятерки. Кроме того, были пересмотрены требования к материалам, применяемым при отделке пассажирских вагонов. Выплаченные пострадавшим и родственником компенсации с наступлением девяностых превратились в ничто.
Такие дела, котаны… До новых встреч!