Катастрофа в Гранвилле, 1977
Ну чё, котаны, техногенка?
Помните крушение под Эшеде в девяносто восьмом? Похожий случай, произошедший в семьдесят седьмом в пригороде Сиднея, до сих пор считается страшнейшей ж/д катастрофой в истории Австралии. Подробности ниже.
На момент событий железнодорожная сеть Австралии пребывала не в лучшем состоянии, и тревожные звоночки раздавались уже давно, да всё как-то недосуг было. Под Bold Street Bridge по меньшей дважды имели место случаи схода с рельсов: в шестьдесят седьмом и семьдесят пятом. Пути на том участке были в ужасном состоянии, но обходилось без жертв…
…до 18 января 1977 года.
В этот день, в 6:09 утра, пригородный поезд №107 отправился со станции Маунт Виктория в Сидней. Состав насчитывал восемь вагонов и локомотив. В 8:10, подъезжая в станции Гранвилл, на скорости 78 км/ч локомотив (электровоз New South Wales 46 class) сошел с рельс, снеся одну из двух опор автомобильного моста Bold Street Bridge. Локомотив и два первых вагона по инерции вынесло из-под моста (первый вагон при этом размотало об опору ЛЭП), третий и четвёртый остановились под мостом, пятый и последующие остались с другой стороны. Пятисотсемидесятитонный мост, охуев с таких раскладов, замер на пару секунд, после чего рухнул, накрыв собой оба стоявших под ним вагона. Вместе с мостом вниз обрушились проезжавшие по нему в тот момент машины.
(Позже выяснится ещё одно обстоятельство, усугубившее масштаб катастрофы: то ли при строительстве моста облажались геодезисты, то ли проектировщики запятую где-то перепутали, но вышло так, что мост оказался примерно на метр ниже уровня дороги. «Упс!» – подумали мостостроители и залили недостающий метр высоты бетоном, что, разумеется, изрядно перетяжелило и без того не самую лёгкую конструкцию. И вот теперь этот лишний метр бетона вместе с остальным мостом лежал на раздавленных вагонах.)
В первом вагоне, разорванном об ЛЭПку, погибло восемь человек. Во втором обошлось вообще без жертв. Выжила, как это не удивительно, и локомотивная бригада. А вот третий и четвертый вагоны превратились в братскую могилу. Пресс весом в 570 тонн превратил большую часть пассажиров в фарш, расплющив вагоны практически до пола.
Спасработы начались практически сразу, но велись в очень трудной обстановке. Во-первых, сам мост продолжал потихоньку проседать, проминая вагоны всё сильнее и создавая тем самым дополнительную опасность как для спасателей, так и для пострадавших. Во-вторых, баллоны с газом, предназначенные для отопления поезда, в результате столкновения дали течь, и не позволяли проводить огневые работы (а заодно добавляли опцию «задохнуться» всем присутствующим). В-третьих, болтающиеся рядом оборванные высоковольтные провода безопасности спасательных мероприятий не способствовали. И, наконец, в-четвертых, к месту трагедии сбежалась туева хуча зевак, мешавших спасателям и усугублявших риск дальнейших обрушений (ибо лезли они даже на рухнувшую часть моста).
Операция по извлечению выживших и погибших длилась почти двое суток в условиях сильной жары (напомню, январь в Австралии – разгар лета). Спасателям приходилось буквально ползать внутри раздавленных вагонов, высвобождая и вытаскивая наружу раздавленные тела живых и мертвых. Полиция выставила оцепление, ссаными тряпками выгнав за периметр тех, кто прибежал просто позырить. Вообще же, несмотря на, без преувеличения, геройскую деятельность спасателей, к спасслужбам, по итогам расследования, возникло очень много вопросов прежде всего организационного характера: слишком уж хаотично протекал процесс.
По окончательным подсчётам, катастрофа унесла 83 жизни, 213 человек пострадало. Как это ни странно, не погиб никто из находившихся в момент обрушения на мосту автомобилистов, уцелел даже упавший вместе с мостом хруст. Катастрофа в Гранвилле дала толчок серьёзной модернизации всей ж/д сети Австралии, привела к пересмотру программ подготовки руководителей спасслужб, появлению служб психологической помощи.
Bold Street Bridge сейчас перестроен и имеет однопролётную конструкцию, без промежуточных опор. В 2007 году на нём установили мемориальную доску с именами погибших. Ещё одна мемориальная доска установлена на вокзале Гранвилл.