«Коста Конкордия», 2012
Сап, котаны!
Раз уж заговорили об идиотах как причинах аварий, то этот случай невозможно пропустить. Эпичнейшее крушение самого большого океанского лайнера. Кто сказал «Титаник»? Нет, это Средиземное море, январь 2012. Это как если бы «Титаник» снимал какой-нибудь Мел Брукс, взяв на главную роль Лесли Нильсена. В общем, это – «Коста Конкордия».
Представьте, что вы капитан огромного океанского лайнера. Реально огромного, почти три сотни метров в длину и 114 147 тонн водоизмещением. Это вам не всю жизнь на провонявшем мазутом буксире ишачить. Жизнь удалась, так что грех не побибикать коллеге на берегу, величественно проплывая мимо. А чтобы коллега услышал, можно подойти поближе.
Нет, я серьёзно! Даже с поправкой на итальянский менталитет, это, по-моему, слегка чересчур. Огромный современный океанский лайнер с 4229 паксами налетел на риф только потому, что капитан решил отклониться от утверждённого маршрута поприветствовать коллегу на берегу! А чтобы слишком умная автоматика не мешала, он её просто отключил. В итоге, в ночь с 13 на 14 лайнер распорол корму о рифы и начал стремительно набирать воду. А поскольку бутерброд, как известно, падает маслом вниз, пробоина пришлась на отсеки с судовой энергоустановкой в результате чего судно в одночасье осталось без движков и управления, и некоторое время его по инерции несло в открытое море.
Выпивавшие и закусывавшие пассажиры ощутили сильный удар, а вскоре погас свет. Не требовалось быть Энштейном, чтобы понять, что это не к добру. Пассажиры занервничали, кто-то пошел за жилетами, кто-то начал звонить спасателям. Кэп по громкой связи заверил, что оснований для паники нет, мол, просто проблемы с генератором, сейчас починим. Самое смешное, что это же он повторил обеспокоенной звонками пассажиров береговой охране. Тем временем судно уже начало потихоньку крениться на левый борт (дружно вспоминаем сцену с соскользнувшим бокалом из кэмероновского «Титаника», ога). Запустили аварийные генераторы, но те не справлялись с нагрузкой. Капитан по-прежнему не подавал сигнал бедствия и заверял берег, что у него всё под контролем.
Тем временем ветер и волны потихоньку начали относить лайнер обратно к берегу, попутно перевалив его с левого борта на правый. К этому моменту автоматика насосов окончательно простилась с этим бренным миром. Вместе с ней в мир иной отбыли последние шансы удержать ситуацию под контролем. Однако капитан, игнорируя доводы здравого смысла, запросил из ближайшего порта пару буксиров.
Пассажиры, ощутив усиливающийся крен занервничали сильнее, но приказа на эвакуацию по-прежнему никто не отдавал. Наконец, за час с небольшим до полуночи, «Коста Конкордия» села на мель в полусотне метров от ближайшего (скалистого) берега и в четырёх сотнях от пригодного к высадке участка. К этому моменту главный механик, наконец, уламывает капитана и тот отдаёт приказ об эвакуации.
Если бы это был фильм Кэмерона, то тут бы сейчас заиграла “My Heart Will Go On” и начались драма, пафос и превозмогание. Но дальше начался только цирк с конями и огнями.
Капитан, как истинный морской волк, сменил капитанский мундир на цивильный костюм, и на пару со старпомом свалил в ближайшей шлюпке на берег. Больше участия в эвакуации он не предпринимал. Ещё четверть часа на мостике порулил процессом штурман, после чего всё было пущено на самотёк. Начальник береговой охраны дозвонился до кэпа (на загнивающей есть расшифровка, настоятельно рекомендую к прочтению), но убедить его вернуться и рулить процессом так и не смог. На борт пришлось подняться представителям местных властей, чтобы рулить процессом, ибо какая-то организация со стороны экипажа отсутствовала как явление.
Катерами, шлюпками и вертолётами в пять утра большинство людей удалось благополучно эвакуировать. Вечером следующего дня нашли и спасли ещё двоих, и, наконец, еще через день эвакуировали последнего выжившего. Пришла пора подводить итоги.
Из 4229 человек (если, конечно, причислять капитана к таковым), бывших на борту, погибло 32 (в основном не сумели выбраться из затопленных отсеков) и было ранено 110. Капитану впаяли шестнадцать лет, ещё пятерым – по паре. Судоходная компания «Коста Крочере» была оштрафована на миллион евро.
Что тут сказать? Да, в общем-то, и добавить нечего. Котаны, берегите себя и до новых встреч!