Ну чё, котаны, техногенка?

Сегодня в программе опять Америка. Взрыв на НПЗ в Техас-сити, 2005 год. Опять попинаем BP, уже знакомую вам по истории с платформой Deepwater Horizon. И если кто-то подумал, что авария на этой злосчастной платформе – исключение, то вот вам ещё один пример подхода к обеспечению безопасности производства в BP.

Сам завод был построен ещё в 1934, а BP достался в девяносто девятом в качестве приданого после слияния с Amoco Corporation (бывшая Standard Oil Company). Буквально за пару месяцев до взрыва, в январе 2005, консалтинговая фирма Telos изучила обстановку на заводе и указала в отчёте, что с безопасностью там, мягко говоря, кхм… не всё хорошо. Один из составителей отчёта сказал прямо: «Нам ещё не встречалось места, где заявление «Я сегодня могу погибнуть» было бы столь близко к реальности». Проблем выявили вагон: неисправная сигнализация, рассыпающиеся бетонные конструкции, истончившиеся трубы – имя им легион, в общем. С учётом того, что за пять предыдущих лет на заводе сменилось пять управляющих, лично мне ситуация очень напомнила один индийский химзаводик образца восемьдесят четвёртого года. И модернизировать лень, и закрыть жалко. Авось прокатит.

Какое-то время действительно прокатывало, но никакое везение не вечно. Счастливая звезда данного конкретного завода закатилась 23 марта. Подвела установка изомеризации углеводородов ISOM (для повышения октанового числа).

Я убил два вечера, чтобы разобраться в общих чертах, как работает разделительная колонна. Постараюсь сэкономить ваше время и объяснить ситуацию совсем на пальцах. В очень грубом приближении у нас есть высокий герметичный бак, подогреваемый снизу, из которого выходят две трубы: верхняя и нижняя. Подаётся сырьё, нагревается, лёгкая фракция, испаряясь, уходит в верхнюю трубу, тяжелая сливается через нижнюю. Итак, взрыв произошел при вводе в эксплуатацию разделительной колонны, стоявшей в ремонте с конца февраля. К моменту запуска, несмотря на произведённый ремонт, имели место неисправность датчика превышения уровня, нерабочий клапан контроля давления, дефект смотрового окна (особо мило смотрится в сочетании с поломанным датчиком превышения уровня) и ещё куча косяков помельче.

Те, кто читал заметку про Deepwater Horizon, полагаю, уже догадался: эти мелочи никого не смутили. Ночная смена начала наполнение колонны, к утру почти заполнив её до требуемого уровня, о чём они честно отчитались на утренней планёрке. Правда, начальник дневной смены на эту планёрку опоздал, так что оказался не в курсе. Поскольку датчик уровня показывал погоду на Марсе, а смотровое окошко было непригодно к использованию, дневная смена продолжила закачку нефтепродуктов в колонну.

К четверти двенадцатого запустили все горелки для нагрева содержимого колонны. Давление бодро поползло вверх. «Перегрели» – подумали ребята из дневной смены и отключили горелки примерно без двадцати час. Давление росло. Начали сброс тяжелых фракций через нижнюю трубу, но было поздно. Давлением сорвало клапан на верхней трубе, и лёгкие фракции, поблуждав по системе трубопроводов, вырвались на волю в форм-факторе шестиметрового гейзера, залив все окрестности горячим бензином (не совсем бензином, но это не принципиально), при полном попустительстве всех систем сигнализации.

Дальнейшее было делом времени. Достигнув стоящего неподалёку заведённого пикапа, бензиновые пары попали в воздухозаборник, и разогнали двигатель до такой степени, что он начал плеваться огнём из выхлопной трубы, подпалив в 13:20 окружающее облако топливовоздушной смеси. Да, это классический объёмный взрыв. Он снёс стоявшие неподалёку рабочие фургончики подрядчиков, повыбивал стёкла на расстоянии до 1,2 км и спровоцировал пожар, в результате которого пострадал почти весь злосчастный НПЗ.

В результате аварии погибло 15 и было ранено 180 человек. По итогам расследования BP оштрафовали на 50 000 000 долларов за многочисленные нарушения ТБ, а спустя несколько лет накинули ещё 30 000 000 – за то, что выявленные нарушения никто так и не подумал устранять (нарушения и ЧП не думали прекращаться и после этой аварии). И это не считая убытков непосредственно от самого пожара и 1,6 миллиардов компенсаций жертвам.

Потом случился Deepwater Horizon и BP, срочно нуждавшаяся в деньгах, продала НПЗ компании Marathon Petroleum Corporation за 2,5 миллиарда долларов в начале 2013 года.

Добавить комментарий