Опасная близость, 2005
Ну чё, котаны, техногенка?
Многим известно про столкновение на Тенерифе в семьдесят седьмом (тогда на взлётной полосе аэропорта Лос-Родеос столкнулись два 747-х). Я также упоминал про Фриско семнадцатого года, где едва не столкнусь сразу четыре лайнера. Вот ещё одна история такого рода: Бостон, Logan International Airport, опасное сближение ирландского Airbus A330-301 компании Aer Lingus и американского Boeing 737-3B7 компании US Airways 9 июня 2005 года.
Вообще, при взгляде на схему бостонского еропорта первая мысль, мелькнувшая у меня в голове, выглядела примерно как «наркоманы штоле?». Два наших сегодняшних борта управлялись разными диспетчерами на разных частотах и друг друга не слышали. В данном конкретном случае накосячил восточный диспетчер (LCE), сперва дав западному (LCW) добро на выпуск Эйрбаса на ВПП 15R, а потом выпустивший 737-й на ВПП 9, нарушив тем самым местные (Boston Tower, Приказ 7110.11) и федеральные (FAA 7110.65, параграф 3-9-8) правила.
В 19:39:10 «запад» дал добро на взлёт ирландцу (красная стрелка на схеме), а в 19:39:15 «восток» разрешил взлёт американцу (соответственно, синяя стрелка). Пикантности ситуации добавило то, что на начальном этапе разгона экипажи друг друга видеть не могли – мешал терминал аэропорта.
В общем, к тому моменту, как пилот Боинга увидел взлетающий у него перед носом Эйрбас, экстренно тормозить и прерывать взлёт было уже поздно (желающие покурить матчасть гуглят V1). Второй пилот сказал капитану прижать самолет к земле и дал штурвал «от себя», удержав самолёт на полосе на несколько драгоценных секунд. В двадцати (21 для самых дотошных) метрах над ними пролетел набирающий высоту ирландец, после чего Боинг благополучно выполнил взлёт уже за перекрёстком. История не сохранила для потомков слов, сказанных пилотами 737-го в адрес диспетчера, Эйрбаса, его пилотов, их родни до седьмого колена и Ирландии в целом, а жаль. Полагаю, там было, что послушать.
Официальное расследование признало виновным в инциденте диспетчера LCE. Для предотвращения подобных происшествий в будущем аэропорт изменил местные процедуры выдачи разрешений на взлёт. Пилоты 737-го были награждены премией за высшее летное мастерство от Ассоциации пилотов авиалиний (ALPA) за их быструю реакцию и умелые действия в чрезвычайной ситуации.