Шестьдесят три цистерны сырой нефти в Канаде

0

Ну чё, котаны, техногенка?

После долгого перерыва возвращаюсь с пастой. Железка, взрывы, пожары, сырная теория – всё как в старые-добрые. Сегодня в программе Канада, 6 июля 2013 года. Да, всё верно, Лак-Мегантик. Для нас он особо ценен, поскольку комиссия, расследовавшая причины крушения, наваяла хороший, годный, подробный отчёт о причинах произошедшего, тщательно пересчитав все дырки в этом сыре (а таковых нашлось целых восемнадцать штук) и оставив в назидание потомкам красивенькую цветную схему-цветочек (пикрелейтед). Погнали!

Главный герой этой заметки – безусловно The Montreal, Maine and Atlantic Railway, основанная в 2002 году на трупе обанкротившейся Iron Road Railways. Если бы потребовалось описать двенадцатилетнюю историю MMA Railway одним словом, я бы использовал слово «оптимизация». Основы грядущей катастрофы в Лак-Мегантике закладывались более десятка лет, вдумчиво и планомерно. В первый же год работы эффективные менеджеры компании выкинули на улицу почти треть персонала, а оставшимся урезали зарплату практически вдвое. На ремонт путей и подвижного состава тоже старались лишний раз не тратиться, что быстро начало приносить свои плоды в виде статки несчастных случаев, более чем вдвое превысившую среднюю по стране. Это, в свою очередь, привело к дальнейшему оттоку клиентов и падению доходов, вызвав новый виток оптимизационных процессов, ну вы понЕли… На этом завершу экспозицию и перейду к сути.

А суть такова: 5 июля 2013 года из-под Монреаля в путь тронулся поезд MMA-2. Пять тепловозов тянули 72 цистерны с сырой нефтью. Поскольку мы говорим про MMA Railway, в этих двух невинных предложениях между строк прячется целая куча нюансов. Так, например, по случаю очередного массового сокращения персонала локомотивная бригада состояла из одного-единственного машиниста, цистерны были устаревшей конструкции, а головной локомотив был в своё время отремонтирован с применением инновационно-оптимизационных технологий – то есть заклеен эпоксидкой (кто сказал «синяя изолента»?). Оптимизированный локомотив дымил, вонял и плевался маслом, о чём машинист честно доложил руководству, останавливаясь на ночёвку в Нанте. Проблемой пообещали заняться утром, а пока состав просто оставили ночевать на главном пути (имевшем уклон 1,2%), оставив тарахтеть головной локомотив и задействовав пять ручных тормозов (против девяти, положенных по инструкции, и 17(!), которые требовались по факту). Машинист укатил на такси в гостиницу и лёг спать. Состав остался на ночь без присмотра.

Уже через час после ухода машиниста вокруг поезда суетились пожарные, привлеченные загоревшимся в турбокомпрессоре маслом (привет оптимизационным технологиям ремонта подвижного состава!). Пожар успешно потушили, заглушив локомотив и сообщив об этом в MMA. MMA не стала будить заебавшегося бедолагу-машиниста, послав пару путейцев глянуть, как там поживает поезд. Те бодро отрапортовали, что с поездом всё ок, так что инцидент посчитали исчерпанным как минимум до утра. И хуй угадали.

После глушения локомотива пневматической тормозной системе поезда потребовалось около часа на то, чтобы давление в ней упало ниже критического. Около часа ночи уже шестого июля поезд плавно тронулся в сторону Лак-Мегантика, постепенно набирая ход. Ночь, необитаемая станция и отсутствие средств сигнализации на этом участке путей очень поспособствовали прохождению данной миссии в режиме «стелс».

На преодоление 11 километров до Лак-Мегантика потребовалось меньше двадцати минут. В четверть второго на скорости 105 км/ч состав не вписался в поворот, сойдя с рельс почти в самом центре города. Шестьдесят три цистерны опрокинулись, разлив порядка шести миллионов литров сырой нефти, почти мгновенно вспыхнувшей и принявшейся растекаться по округе, превратив городок в локальный филиал ада. Маленький факт для понимания масштаба пиздеца: поднятая на уши местная больница дождалась одного(!) пациента с обожженной рукой. На вопрос «где остальные раненные?», спасатели ответили «Раненых нет. Все мертвы».

На борьбу с огнём стянули пожарные расчёты даже с соседних США. Потребовалось около двух суток, чтобы полностью ликвидировать все очаги возгорания. Погибло 47 (пятерых так и не нашли) и было эвакуировано более 2000 человек. В результате взрыва и пожара центр города был наполовину разрушен, наполовину залит нефтью, утечка нефти также привела к обширному загрязнению почвы и водоёмов.

Как уже говорилось выше, следственная комиссия насчитала восемнадцать причин, в сумме приведших к катастрофе, так что на орехи досталось всем. MMA Railway вылетела в трубу, заваленная судебными исками, TSB (Transportation Safety Board) влетело за недостаточную бдительность, машиниста с диспетчером судили (впрочем, оправдали). В итоге был выпущен целый пакет предписаний, призванный покончить с бардаком в отрасли; впрочем, далеко не все из них выполнены и по сей день, ибо большинство носит рекомендательный характер.

Такие дела…

Добавить комментарий