Сингапур, взрыв танкера «Спирос»
Чё, котаны, техногенка?
Сегодня заглянем в Сингапур образца семьдесят восьмого года. Да-да, именно он, взрыв танкера «Спирос», на тот момент самая крупная техногенка в истории Сингапура.
6 октября 1978 для проведения ремонтных работ в порт прибыл нефтяной танкер «Спирос», зафрахтованный Shell Oil Company. Сам танкер, построенный на вервях Mitsubishi Heavy Industries в 1964 году, принадлежал Ulysses Tanker Corporation и ходил под либерийским флагом. Три недели назад он закончил очередную перевозку груза сырой нефти и теперь вставал на плановый ремонт. Седьмого числа он прошел процедуру очистки отстойника, о чём получил на следующий день свидетельство, после чего направился на верфь Jurong, где с девятого числа начал ремонтироваться.
12 октября, примерно в четверть третьего пополудни, при проведении сварочных работ произошел взрыв, оторвавший несколько кусков обшивки танкера и вызвавший пожар в машинном и котельном отделениях. Впрочем, пожарные среагировали оперативно, потушив огонь за несколько минут и приступив к эвакуации пострадавших.
Из 167 человек, работавших на судне на момент взрыва, 57 погибло на месте, 21 умерли позже в больнице, 69 получили ранения. Расследование выявило недостатки в системе безопасности труда на верфи, особенности конструкции танкера, делавшими невозможной быструю эвакуацию большого числа людей из машинного отделения (что вполне логично, ибо в рейсе народу там и не должно быть много) и ещё кучу разных мелочей, но главная причина была не в этом. Основной причиной взрыва послужило наличие остатков нефти в топливных бункерах. Как там оказалась нефть, если должен быть мазут? А очень просто: для экономии мазута была врезана перемычка между топливопроводом и нефтепроводом, позволявшая втихаря перекачивать сырую нефть в топливные бункера. Сырая нефть гораздо более взрывоопасна, ибо мазут не выделяет горючие газы в таком количестве. Именно присутствие паров сырой нефти в топливных баках и явилось основной причиной взрыва.
Сварщик, осуществлявший работы, спровоцировавшие взрыв, получил год за халатность, но позже обжаловал приговор и был оправдан. Танкер продали на металлолом. Верфь Jurong была оштрафована на 20 000 сингапурских долларов, ещё на 10 000 оштрафовали её менеджера. После аварии были ужесточены правила безопасности при проведении работ на верфи.