Чё, котаны, техногенка?

Сегодня будет новая фобия в копилочку фобий. Место действия – франко-итальянская граница, время – весна девяносто девятого. Правильно, сегодня у нас пожар в тоннеле Монблан.

Один из крупнейших в Европе, тоннель был построен за восемь лет и сдан в эксплуатацию в шестьдесят пятом. При длине почти 12 километров, он по-прежнему является одной из важнейших транспортных артерий на границе Италии и Франции. Кстати, запомните слово «граница», томушто это окажется одним из факторов, усугубивших трагедию. Но начнём мы не с этого.

Итак, сданный в шестидесятых, тоннель к концу девяностых уже не соответствовал ужесточившимся правилам пожарной безопасности, но всем было как всегда. Свою роль в случившейся трагедии сыграли и недостаточно мощная вентиляция, и несовершенство помещений безопасности, не выполнивших, как показали дальнейшие события, свою функцию; пожарная сигнализация тоннеля тоже оказалась не на высоте. Это тот самый случай, когда катастрофа сложилась из набора случайных мелочей, но пару факторов стоит выделить как ключевые. Фактор номер один: геодезические и технические условия тоннеля обеспечивали тягу воздуха из Италии во Францию. Фактор номер два: из-за пограничного положения тоннеля он находился в ведении двух организаций. АТМБ отвечала за французскую часть, и СИТМБ – за итальянскую.

Таковы были обстоятельства на 24 марта 1999 года. Сама же катастрофа началась с того, что в 10:46 со стороны Франции в тоннель въехал бельгийский 40-тонный рефрижератор, гружёный 9 тоннами маргарина и 12 тоннами муки. На момент въезда в тоннель он был в порядке, но в процессе из-под кабины повалил дым, поначалу не замеченный водилой. Проехав порядка шести километров, он обратил внимание на сигналы встречных машин и тормознул посмотреть, что с ним не так. К этому моменту на французской стороне сработала пожарная сигнализация, но французы решили, что она просто глючит, и въезд в тоннель перекрывать не стали. Тем временем водитель фуры выбрался из кабины, увидел дым и полез за огнетушителем. Воспользоваться им он не успел, томушто двигатель вспыхнул. Водитель с криком «ёптвоюмать» побежал в Италию, а дым – во Францию.

Как раз в это время тоннельщики сообразили, что что-то пошло не так, и перекрыли въезд в тоннель с обеих сторон. Все, кто был впереди грузовика, благополучно выехали в бездымную Италию; на встречке тоже сумели развернуться и свалить, но вот с франзузской стороны за грузовиком образовалась пробка, быстро утонувшая в густом дыму. Почему густом? Томушто это была рефка, и утеплитель кузова горел, щедро выделяя едкие химикалии (вспоминаем «Хромую лошадь»), а 9 тонн маргарина обеспечивали огонь пищей и способствовали его дальнейшему распространению (горящий маргарин плавился и растекался вокруг, поджигая соседние машины).

Итальянцы, поняв, что в тоннеле пожар, врубили вентиляцию на полную катушку, лишь усугубив этим ситуацию. Дым, и до этого дрейфовавший в сторону Франции, пополз ещё быстрее.

В 10:57 на разведку в тоннель выехала первая пожарная машина АТМБ (французы), но далеко пробиться не смогли из-за сильного задымления. Не увенчались успехом и последующие попытки пробиться к месту возгорания и эвакуировать людей. У экипажей элементарно не хватало СИЗов, а машины не могли развернуться в узком тоннеле в условиях нулевой видимости. Из-за этого некоторым пожарным пришлось самим укрываться в пожарозащитных нишах и уже самим дожидаться помощи коллег. Там они смогли сами убедиться, что противопожарные укрытия не обеспечивают должную защиту от огня и дыма. Это стоило жизни одному пожарному и здоровья ещё нескольким.

С итальянской стороны пожарные вывели всех, кого встретили в тоннеле, но к очагу возгорания пробиться тоже не смогли. Им тоже пришлось отсиживаться в укрытиях, а потом, когда и там запахло жаренным, выбираться оттуда по системе вентиляции.

В это время в самой пробке люди, ниасилив развернуться в кромешном дыму в узком тоннеле, начали выползать из машин и искать выход. Самые шустрые и везучие были эвакуированы итальянцами, однако 27 водителей задохнулись и сгорели прямо в машинах, десять – в тоннеле при попытке выбраться. Итого, с учётом погибшего пожарного, а также итальянского охранника, погибшего при попытке вытащить потерявшего сознание водителя, получается 39 человек.

Пожар длился больше двух суток, пока не выгорело всё, что могло гореть. Сгорели 2 пожарные машины, 23 грузовика, 10 легковушек и 1 мотоцикл. Тоннель ремонтировали и реконструировали три года и, наконец, привели в соответствие с современными стандартами безопасности: от нормальных убежищ и вентиляции до продвинутой системы наблюдения/сигнализации и строгого контроля за состоянием въезжающего транспорта. И да, создали-таки ЕДИНУЮ организацию для обслуживания тоннеля.

В 2005 году закончился судебный процесс, в ходе которого виновными в трагедии были признаны 13 человек — преимущественно сотрудники обоих (французского и итальянского) операторов тоннеля. Почти все они отделались условным наказанием и штрафами. Лишь начальник французской службы безопасности объекта, Жерар Ронколи, получил срок за нарушение эксплуатации — 6 месяцев тюрьмы плюс 24 условно.

На этом, котаны, всё. Берегите себя, не халтурьте на работе и до новых встреч!

Добавить комментарий