Сап, котаны!

Под заметкой про Усинские МиГи были реквесты Ижмы. Что ж, будет вам и ижмовская тушка. Итак, рубрика «чуть было не было». Дисклеймер: не пытайтесь повторить это дома. Автор и редакция не несут ответственности за любые возможные последствия. Погнали.

Ту-154М «Ижма» RA-85684, если педивикия не врёт, сейчас стоит в музее авиации в новосибирском аэропорту. Я там был этой зимой, но сугубо пересадкой на Красноярск, так что времени проверить не было. Если есть здесь кто из местных – отпишитесь в комментах, можете фотопруфы прицепить. Знаменита эта тушка тем, что 7 сентября 2010 года на эшелоне над Усинском (проклял кто этот городок, что ли…) она решила закосплеить самсунг галакси до того, как это стало мейнстримом. Да, у неё сгорел аккумулятор. Но если большинство попавших в такую ситуацию лопатовладельцев отделываются максимум ошпаренными яйцами, то здесь до ближайшего СЦ нужно было ещё долететь. И сесть. С учетом того, что от электросети работали навигация, связь, топливные насосы и управление предкрылками/закрылками – задачка получалась достаточно нетривиальная.

В заметке о Боингах я уже говорил, что именно пилот спасает вашу жопку, когда облажались все остальные. Страна должна знать героев по именам, и вот они, имена и герои: КВС Евгений Новосёлов, правак Андрей Ламанов, штурман Сергей Талалаев и бортач Рафик Каримов. У них в расходном бачке было топляка на полчаса, местоположение было известно лишь приблизительно, и с каждой минутой погрешность возрастала (кто сказал «пачка Беломора»?), связь ушла. Так что пришлось спускаться ниже границы облаков и буквально глазками высматривать, где бы присесть. Вообще, поначалу хотели сажать на реку (там реально уже не варик харчами перебирать было), но тут наконец увидели какой-то аэродром. Ребята были риальне хорошими пилотами, томушто ухитрились посадить полудохлую тушку на короткую ВПП без закрылков.

Краткий ликбез. Чтобы вы понимали, та хуйня, которая с жужжанием выезжает/заезжает из крыла/в крыло во время влета/посадки (если не видели, следующий билетик попросите сзади у окошка, понаблюдайте) – она там не для красоты жужжит. На малых скоростях подъёмной силы не хватает, и закрылками с предкрылками увеличивают площадь и меняют профиль крыла, чтобы оно могло удерживать самолет в воздухе. (На посадке, кстати, там ещё и воздушный тормоз срабатывает, посмотрите при оказии. Теперь, когда вы в курсе, будете залипать как дети на механизацию крыла.) Именно выпущенные закрылки с предкрылками позволяют самолету заходить на посадку на скорости сильно меньше крейсерской, не уебавшись при этом об землю. Без них ероплан летает только в режиме «тапка в пол», томушто иначе ему в воздухе не удержаться.

В общем, пилоты показали класс (без сарказма, респект) и усадили тушку на короткую полосу на скорости, превышающей положенную примерно на 100 км/ч, ориентируясь исключительно на глаз и чуйку, как на заре авиации. Полосы им, конечно, не хватило, остановились уже в кустах, но зато живые и здоровые, даже ероплан почти не ушатали (он летал до сентября восемнадцатого года, а потом отправился в музей).

Самая же мякотка в том, что аэродром этот был уже давно не аэродром, а вполне себе вертолётная площадка, а полоса не заросла милыми русскому сердцу березками сугубо потому, что начальник этой вертолётной площадки, Сергей Сотников, 12(!) лет за свои кровные за ней следил, чинил и пропалывал. «Крепкий хозяйственник» здорового человека. Так в очередной раз профессионалы оказались тем самым последним ломтиком сыра, уберегшим 72 вверенных им человека от судьбы пассажиров рейса 612. Умейте в свою работу, котаны, ведь в рубрике «чуть было не было» засветиться куда приятнее, чем в списке жертв очередной техногенки. Чмоки всем, до новых встреч!

Добавить комментарий