Взрыв на Куровской, 1978
Ну чё, котаны, техногенка?
Очередной реквест – Куровская-78. Не самая известная история, так что расскажу.
Вечером пятого декабря на станцию прибыло два вагона с шестьюдесятью тоннами аммонита для перегрузки на склад «Взрывпрома». Вагоны на ночь оставили на подъездных путях по случаю позднего времени, разгрузить их должны были на следующий день. (N.B. Мне попадалась версия, что сразу под разгрузку их не поставили из-за нарушенного пломбирования одного из вагонов. Впрочем, автор этой версии несёт такую чушь, что трудно воспринимать его как заслуживающий доверия источник). Естественно, к взрывчатке приставили ВОХРовца. В семьдесят восьмом Басаевы по улицам не бегали, и отношение к промышленной взрывчатке было вполне травоядное, так что по тем временам сторожа с берданкой было вполне достаточно.
Правда, сторож оказался с сюрпризом. Как потом показало расследование, он оказался состоящим на учете шизофреником, добывшим через брата липовую справку при устройстве в ВОХРу. По официальной версии, гоняя вымышленных чертей от охраняемого объекта он пальнул в них из винтовки, попав в вагон, что вызвало детонацию взрывчатки. В пользу этого говорят найденные на месте остатки затвора и патронника со стрелянной гильзой. Противники данной версии указывают на то, что аммонит – достаточно стабильная взрывчатка, одной пулей (к тому же сквозь стенку вагона и транспортировочную упаковку) заставить её сдетонировать малореально, и настаивают на диверсии.
Так или иначе, в 2:50 пополуночи аммонит рванул, оставив после себя воронку диаметром порядка шестидесяти и глубиной порядка десятка метров. От шиза-сторожа не осталось почти ничего, погиб также местный кочегар. На этом заканчивается список жертв и начинается список разрушений. По данным Госстраха пострадало 62 государственных и индивидуальных жилых строения, в которых проживало 1236 семей, 3163 человека. Движение поездов через Куровскую оказалась парализовано на несколько суток.
Почему столь мощный взрыв практически в черте населенного пункта привёл к столь малому количеству жертв? Отчасти благодаря удачному совпадению: между взорвавшимися вагонами и городом стояла электричка, принявшая на себя основной удар (см. схему). По причине ночного времени и зимы на дворе никто не шатался по улицам, и, соответственно, не попал под разлетающиеся обломки и камни. И, наконец, власти грамотно и оперативно отреагировали на ЧП, развернув пункты помощи и начав ремонтно-восстановительные работы. Основные последствия устранили за неделю.