Давненько у нас не поминалась нефтянка, не находите? Пришла пора, ящетаю. Сегодня у нас взрыв на бразильской платформе Р-36 Petrobras, 2001 год.

Итак, Р-36 Petrobras, крупнейшая на момент аварии нефтяная платформа в мире, была построена в Генуе в девяносто пятом. Стоимость – 350 миллионов долларов. На момент аварии принадлежала бразильской компании Petrobras. Качала нефть на нефтяном месторождении Ронкадор.

Вечером 14 марта 2001 года производилась опорожнение резервуара аварийного слива. По идее, смесь воды и нефти должна была перекачиваться в производственный коллектор буровой установки. Однако хитрожопая система трубопроводов (см. схему 1) оставляла изрядный простор для импровизации. В данном конкретном случае подвох скрывался в одном из клапанов. Так и не удалось выяснить, был ли он неисправен или же облажался оператор («Estava fechado, juro pela minha mãe!»), но в любом случае итог один: помимо коллектора вода с нефтью-газом поступала ещё и в кормовой резервуар, который, как назло, стоял на ремонте с заглушенными магистралями. Соответственно, давление в нём росло и деваться ему было некуда. Вскоре после полуночи злосчастный резервуар треснул.

Обратимся к схеме два. По закону сообщающихся сосудов, сквозь разрыв в стенке резервуара газ устремился внутрь колонны, по пути повредив трубопровод с морской водой, которая принялась наполнять колонну изнутри, отчего упало давление в системе пожаротушения. Умная автоматика, обнаружив сие непотребство, перевела технологическую установку в режим аварийного отключения. К тому моменту датчики газа на палубе почуяли недоброе, а вот внутри колонны датчиков не было – откуда там взяться газу – и, соответственно, о её загазованности никто и не подозревал. Аварийщики заглянули в колонну и услышали нехорошее шипение – из трещины продолжал вырываться газ. Недоумевать им пришлось недолго: через семнадцать минут после начала утечки газ взорвался, разворотив изрядный кусок платформы над колонной и унеся жизни 11 членов пожарного расчёта. Установка накренилась и начала тонуть. Несколько дней прошло в попытке её спасти, но двадцатого утром многострадальная платформа окончательно скрылась в пучине вод.

Помимо описанных выше факторов, расследование выявило многочисленные нарушения правил эксплуатации, недостаточную квалификацию персонала, неоптимальную (мягко говоря) схему управления. Ну и латиноамериканская специфика, куда ж без неё: можно вспомнить громкий коррупционный скандал четырнадцатого года, по итогам которого небо в клеточку пришлось наблюдать как крупным политическим шишкам, так и петробрасовским топ-менеджерам.

Добавить комментарий