Оригами – философия, искусство, развлечение, математика.

0

Котики, бумагу подайте, пожалуйста!

Почти наверняка каждый из нас на автомате сможет сложить из бумаги самолётик. Даже кораблик. А кто-то веселит друзей в баре, складывая из купюры серьёзную рубашку с галстуком. Ведь наши руки – не для скуки! Давайте шуршать бумажками.

Когда-то в Древнем Китае устали использовать для письма деревянные и бамбуковые дощечки, потом ощутили экономическую нецелесообразность использования дорогого шёлка и шерсти, помаялись, да к 3 в. до н.э. начали толочь кору тутового дерева и бамбук. И получили бумагу. Хотя официальной датой “появления” бумаги в Китае считается 105 г. н.э., когда Императору всё же решили доложить о существовании такой технологии. И стали использовать новинку для письма, в том числе для специальных полосок в религиозных целях, кое-где в быту. Те же знаменитые подвесные фонарики, где уже применялась техника складывания.

Но, как бы Поднебесная ни хранила в тайне секреты производства, в 7 в. странствующий буддийский монах Дан Хо добрался до Страны Восходящего Солнца, где и растрепал всем драгоценную мудрость. Так гласит легенда и “Японские хроники” (“Нихонги”).

Спустя столетия японцы сильно превзойдут китайцев в качестве, откроют десятки тысяч мастерских, а в 1870 году первую крупную бумажную фабрику в Токио. Но важно другое.

В Японии бумага намного шире использовалась в быту. Из неё делали ширмы, окна, зонтики, использовали в одежде, а ещё применяли для наглядной демонстрации каких-либо принципов и идей буддизма.

Вот тут есть важный момент: буддизм пытался познать истину во всём. Каждый народ, причастный к этой религии, искал истинный Путь в своём направлении. И японский дзен-буддизм в первую очередь наблюдал Истину в красоте. И искал Красоту в каждой мелочи, в каждом мгновении, в хрупкости и сиюминутном её проявлении. Мироощущение это строится на синто, где каждая вещь несёт в себе божество – ками. И особенно охотно оно поселяется в чем-то необычном.

И так в Японии возникло оригами (яп. 折り紙, буквально: “сложенная бумага”).
Изначально бумажные фигурки использовались в церемониальных религиозных целях. Гохэй – сложно скрученный разными способами зигзаг, который и по сей день вешают у входа в храмы; гофу – бумажные амулеты; куклы нагаси-бина – символ семейной гармонии.

В периоды Камакура (1185 — 1333 гг.) и Муромати (1333 — 1573 гг.) философия сложенной бумаги селится и при императорском дворе, превращаясь в искусство и развлечение для аристократии. Любой приличный придворный человек просто обязан был уметь складывать изящные бумажные фигурки. Очень часто записки и письма складывали в форме бабочки, журавля или просто затейливых фигур, выражая тем самым добрые пожелания, симпатию, дружеские чувства более, чем просто словами.

В периоды Адзути-Момояна (1573 — 1603 гг.) и Эдо (1603 — 1867 гг.) бумага перестаёт быть предметом роскоши, и оригами становится более распространённым времяпрепровождением и доходит до обычного народа. Именно тогда возникает множество новых, ставших классическими, фигурок. Например, самый традиционный японский журавлик – цуру – символ счастья и долголетия.

В 1797 году выходит книга “Семба-цуру ориката” (пер. “Как сложить тысячу журавлей”), в которой было описано 49 моделей различных журавликов. Она намекает на старинную легенду, утверждающую, что тысяча сложенных классических бумажных птиц помогает осуществить желания. Можете попробовать.

В 1845 году издаётся “Кан-но-мадо” (пер. “Окно середины зимы”), где фигуры становятся всё разнообразнее. И оригами окончательно демократизируется, становясь приятным досугом для всех.

Совершенно уникальную роль в развитии и распространении оригами сыграет Акиро Ёсидзава. Этот бумажных дел мастер родился в 1911 году, со временем стал замечательным чертёжником и обучал других начертательной геометрии, используя для некоторых пояснений искусство складывания бумаги.

Окончилась Вторая Мировая Война, и в 1952 году журнал “Асахи Граф” выпускает номер, где публикуются фотографии фигурок, выполненных Ёсидзавой. Так об Акиро узнали по всей Японии и в других странах. Он выпустит 18 книг по оригами, организует Центр Оригами в Токио и станет автором специальной азбуки оригами, которой пользуются по сей день. В 1983 году Ёсидзава получит высшую награду Японии – Орден Восходящего Солнца.

Великий мастер является автором множества техник складывания, в том числе так называемого “мокрого”. В этом методе бумага слегка смачивается водой для придания фигурам округлых и более скульптурных линий.

Умер Акиро Ёсидзава в 2005 году, превратив оригами в настоящее искусство.

Справедливо будет упомянуть о складывании бумаги в других странах. Например, Испания может похвастаться своей независимой, собственной птичкой – “пахаритой”. Известный оригамист Винсенто Паласиас считает, что данная модель появилась ещё в 12 веке в Толедо. В Испании “делать пахарито” в целом означает складывание различных фигурок из бумаги, хотя само слово изначально переводится именно как “птица”.

Когда точно появилось данное развлечение у нас, сказать сложно. Но я приведу цитату Льва Толстого из его черновика к статье «Что такое искусство» от 1896 года:

«Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все удивлялись и радовались: как похоже на птиц эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство».

В наше время оригами часто используется как элемент праздников в некоторых странах, в качестве декора, является интересным хобби и настоящим искусством. Также применяется в психиатрии, как один из видов арт-терапии, помогающий справляться с тревожными состояниями и гневом; в коррекционной работе с детьми для развития мелкой моторики, пространственного мышления, снятия напряжённости; в логопедической практике и т.д.

Ещё принципы оригами широко используются в медицинской, космической, машиностроительной и прочих сферах инженерии.

С точки зрения математики оригами, целью оригамиста является точное определение местоположения одной или более точек листа, задающих складки, необходимые для формирования окончательного объекта.

Есть такая штука – правила Фудзиты. Это набор из семи правил, формально описывающих геометрические построения с помощью плоского оригами, подобные построениям с помощью циркуля и линейки. Таким образом возможны построения решений линейных, квадратных и кубических уравнений. Но вот квадратуру круга найти не получится, потому что π.

Математика оригами позволяет решать вопросы плоского и жёсткого складывания.

Для примера: миура-ори (ミウラ折り) — схема жёсткого складывания, использовалась для развёртывания больших установок солнечных батарей на космических спутниках. Она была представлена японским астрофизиком Корё Миурой в 1970 году.

Такие вот бумажные самолётики. От философии до математики. Быть может, истина кроется где-то в складках бумаги.

Муркнула вас.

Картинки:
1. Нисикава Сукенобу, “Оригами”, 1720 г.
2. Гохэй.
3. Куклы нагаси-бина.
4. Цуру – классический японский журавлик.
5. Акиро Ёсидзава.
6. Азбука оригами.
7. Пахарита – испанская классическая птица.
8. Правила Фудзиты.
9. Дракон (да, из одного листа).
10. Оригами в исполнении автора поста.

Добавить комментарий